< назад < главная страница < содержание вперед часть 4 >
РИММА И
ВАЛЕРИЙ
ГЕРЛОВИНЫ
ВИЗУАЛЬНАЯ
И ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ
ПОЭЗИЯ РИММЫ
ГЕРЛОВИНОЙ
И СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
© 2007 Rimma Gerlovina and Valeriy Gerlovin
часть ТРЕТЬЯ
В
1974 году, как уже
было сказано
раньше,
Валерий обратился
к
концептуальным
объектам, а
Римма к кубикам.
Интерес к
новым формам
в визуальной
поэзии
привел все ее
экспериментальное
литературное
творчество в
иное измерение.
Кубики,
условно
говоря,
портативные
объекты
самиздата,
стали литься
фонтаном; и
скоро ими
была
заполнена
вся наша
квартира.
История и
анализ
кубиков дана
в отдельной
статье, но
чтобы
проследить
линию трансформации,
возьмем для
примера
несколько кубиков
с этой
большой
книжной
полки платоновых
тел.
Римма Герловина, "Стирание граней", 1974, 8 х 8 х 8 см, картон, ткань, бумага, акрилик. |
Геометрическое
доказательство
нелогичности
лозунга о
стирании
граней между
городом и
деревней
одновременно
затрагивает
и более
абстрактную
проблему квадратуры
круга. В этой
дилемме мы
имеем дело с
парадоксом: с
одной
стороны
стирание
граней приводит
к
образованию
новых граней
- с другой
стороны
увеличение
количества
сторон ведет
к окружности,
т. е. к их
исчезновению.
Если
традиционно
символический
квадрат олицетворяет
материальную
ограниченность
(места,
времени,
действия,
размера,
элемента земли
и пр.), то
галактическая
бесконечность
круга
ассоциируется
с
трансцендентным
началом. С
образованием
новых сторон
ограниченный
квадрат
поступательно
перерастает
в многостороннюю
фигуру,
приближаясь
по своему параметру
к кругу, что
служило
символом той
формы
трансформации,
в результате
которой с
помощью
сознания
можно выйти
за его пределы.
В
целом
кубические
концепты представляют
собой
разнообразные
геометрические
тела, в
основном это
кубы со
стороной 8 см,
выклеенные
из картона и
обтянутые тканью,
с текстом
снаружи и
внутри.
Каждая кубо-поэма
является
аллегорической
единицей
времени,
пространства
или
человеческого
характера.
Римма
Герловина, "Душа.
Не открывать,
а то улетит!", 1974, 8 см3,
картон,
ткань,
серебряная
бумага,
акрилик. Куб
показан в
двух
позициях:
закрытой и
открытой.
|
В
мифологии и в
искусстве
символы и
образы
закрывают
вуалью и
предохраняют
истину,
прямое
изречение
которой искажает
ее смысл.
Этот
сакральный
туман
является в то
же время
медией
света.
Древние египетские
и греческие
мистерии
были подобны
перформансам,
маскирующим
артистической
пеленой то,
что не
положено
видеть неподготовленному
глазу, не
нарушая
тайного
порядка природы.
В момент,
когда
человек
начинает
преимущественно
аналитически
анализировать
жизнь, суть
ее
ускользает,
засоренная
терминологией. "Мысль
изреченная
есть ложь" - знали
мы от
Тютчева. Этот
кубик с надписью
на крышке "Душа. Не
открывать, а
то улетит!" свидетельствует
об этом же.
Любопытный
взгляд
внутрь него
натыкается
на
предсказуемый
результат - "Вот и
улетела!".
Говорящие
на разные
голоса "особи",
населяющие
эти
метафорические
объекты
трехмерной
поэзии,
предлагают
разнообразные
концепты. Их
своеобразие
заключается
не только в
необычном формальном
приеме, но и в
том, что этот
кубический
язык
позволяет
выдвигать
достаточно
сложные
аналитические
аргументы с
творческой
легкостью и
естественностью,
что в свою
очередь
провоцировало
многие интеллектуальные
дискуссии в
нашем доме в
те времена.
Римма
Герловина, "Куб
в форме
тетраэдра", 1974,
картон,
ткань,
бумага,
акрилик, 12 х 10 Х 10
см.
|
Взятый в
руки, в
прямом
смысле слова,
лирически
поданный
концепт
влияет на
зрителя
совершенно
по-иному. Кубики
можно
трогать,
открывать,
заглядывать
в отверстия,
переставлять - таким
образом
возникает
значительно
больший контакт
между
зрителем и
самим
тактильным
объектом,
нежели это
возможно в
произведении
искусства
или
литературы,
гибридом которых
и являются
эти кубики. У
одних они
провоцировали
тенденцию к
размышлению
и
интеллектуализации,
у других они
вызывали
эмоциональную
реакцию,
часто смех и
поток шуток.
Римма Герловина, "Ты мыслишь, а я существую!", 1974, 83 см, картон, дерево, ткань, бумага, акрилик. |
Маленький
внутренний
кубик вносит
новый
поворот в
декартовскую
аксиому "я
мыслю,
следовательно
я существую".
Способен ли
ограниченный
человеческий
разум
превзойти
свою
собственную
ограниченность?
Мудрость в ее
философском
понимании
заключается
не в
виртуозности
мышления, не
в накопленных
знаниях и не
в
умудренности
опытом; это -
определенное
состояние,
связанное
далеко не
только с
умственными
способностями,
а изменение
всего
психического
организма в
целом. Многие
из этих
кубиков
явились теоретической
преамбулой к практическим
конфронтациям
в жизни, с ее многослойной
формой,
вуалирующей
не менее многослойную
истину. На
самом же деле
в бытовых
обстоятельствах
таится много
препятствий,
капканов и
клеток,
метафорами
которых и
являются
некоторые
кубики.
Римма Герловина, "Птичка видит, что мир находится в клетке", 1974, 83 см, картон, дерево, фольга, бумага. |
Находясь на
грани поэзии
и изобразительного
искусства,
кубики как "овеществленные"
японские
хайку
говорят на
языке
закодированной
простоты.
Именно эта
парадоксальная
простота в
сочетании с аналитическим
подходом,
лирической
иронией и
фаталистическим
элементом
образуют
семиотическую
среду этих
работ. В то же
время их
метафоричность
не
противоречит
их поливалентному
истолкованию.
Казуистическая
двойственность,
присутствующая
в мире вещей
и событий, может
быть
иллюстрирована
разными
путями.
Возьмем
белый куб с
оранжевым
порочным элементом,
который по
своей форме
представляет
собой одно из
5 регулярных
(абсолютных)
платоновых
тел.
Римма
Герловина, "Порочный
элемент", 1974, 83 см,
картон,
дерево,
бумага.
|
Если
маленький
оранжевый "порочный
элемент",
составляющий
правильную
форму этого
большого
белого куба,
будет изъят
из
последнего,
то, так
называемое,
абсолютное
платоново
тело, будет
разрушено.
Всякая
истина
содержит в
себе долю ошибки,
а в
каждой
ошибке есть
доля истины.
Когда
древние
китайцы
создавали
какой-либо
ценный
объект
искусства,
они в
незаметном
месте делали
на нем еле видимый
изъян, считая,
что сущность
жизни на
земле не
допускает
совершенства;
и если
мы добровольно
не сделаем
этот изъян,
то жизнь сама
вмешается и
испортит
наше
творение
гораздо
больше.
Значит ли
это, что мир
руководим шансом
или ошибкой?
Скорее всего
ответ на этот
вопрос
зависит от
степени
подключения
сознания
каждого из
нас к
сущности
бытия.
Мир это
заполненная
структура,
как в этом
кубе, в нем
нет пустых
ниш; определенная
иерархия
стоит за
организацией
идей, людей,
событий и
всего
прочего; и
некоторое из
этого "прочего" явно
несет в себе
порочный
элемент.
Интересно,
что с потерей
этого порочного
элемента
данное
регулярное
платоново
тело теряет
свой
концептуальный
крен. С
исчезновением
его "драматического"
содержания
острота
парадоксальной
ситуации в
концепте тоже
исчезает.
Если же
продолжить
этот аргумент
далее, то в
законченной
полной форме
этого белого
куба,
уже
якобы утратившего
свой
порочный
элемент,
может быть
символически
представлена
старинная
идея
восстановленной
формы
гармоничного
существования
в материи,
чего
практически
так же трудно
достичь, как
сублимировать
алхимическое
золото из
грубых
металлов.
Совершенное
встречается
крайне редко,
поскольку
оно трудно
достижимо.
Римма
Герловина, "Выход
в иное
пространство",1974, 8 см3,
картон,
ткань,
бумага. Все
вогнутые
грани
объединены
одним центральным
отверстием.
|
(Многие
кубики
находятся в
различных
коллекциях,
включая
Третьяковскую
галерею; Center Pompidou, Paris, France; Getty Institute, California, USA; Zimmerli Museum, Rutgers University, New Jersey, USA; Museo d'Arte Moderna e Contemporenea di Trento e Rovereto, Italy; Museum Moderner Kunst Ludwig, Wien, Austria ( линки в конце
статьи.)
|
В
нашем
искусстве
постоянно
происходило
перекрещивание
разных
жанров, но,
пожалуй,
наибольший
синкретизм
наблюдается
в Римминых
кубах-инвайронментах,
которые, в
какой-то
степени были
предтечами
наших
перформансов.
С 1975 года кубы-малютки
стали
перерастать
в проекты многометровых
помещений, в
которых
маленький
внутренний
кубик
превращался
в настоящего
зрителя,
невольно
подчиненного
определенному
сценарию. В
этих
концептуальных
объектах-средах
соединялись
воедино
элементы полифонической
поэзии,
драматизации
и одновременно
спонтанного
хэппенинга.
Их описание
было
выпущено в
серии 33
небольших
книжечек (23,5 х 17,5
см) для
каждого
проекта в
отдельности,
напечатанные
в четырех
(или возможно
в шести)
экземплярах,
тексты были
скреплены в
красных и
коричневых
обложках в
зависимости
от серии.
Самым
первым из
этих кубов-инвайронментов
появился
проект
двухметрового
"Зеркального
куба",1975,
со всеми
внутренними
гранями
сделанными
из зеркал. В
его
книжку-проект
кроме
полифонической
поэмы входит
следующее
описание его
устройства:
войдя внутрь
этого куба и
оказавшись в
его зазеркалье,
зритель
попадает в
фокус 6
зеркал, в которых
он видит
ошеломляющее
множество своих
собственных
отражений;
при этом он "погружается"
в
аналогичную
квадрафоническую
звуковую
среду. Звучит
запись многоголосной
поэмы,
которая
читается
медленно
одним и тем
же человеком,
чей голос
звучит
подобно
звуку
старинного
мадригала и
одновременно
как
полифоническое
эхо. Запись
делается с
помощью
многократного
наложения
его голоса,
желательно с
гипнотическими
свойствами.
Все слова
произносятся
медленно и
отчетливо,
спокойным
уверенным
голосом.
Возникает
единство
слухового и
зрительного
эффекта: эхо
соответствует
бесконечному
зеркальному
коридору
отражений
зрителя,
находящегося
внутри куба.
К концу поэмы
звук голоса
медленно
затихает.
Линк к "Зеркальному
кубу",
напечатанному
в виде
свитка.
Ниже
приводится
текст "Зеркального
куба",
разделенный
на строфы,
соответствующие
отдельным
страницам в
издании 1974 года.
ЗЕРКАЛЬНЫЙ
КУБ
1ый голос :
это я...я
впереди... я
сзади...я
сбоку...я
сверху...я снизу...это
я... вдыхаю и
2ой голос:...........................................................................................................................
3ий голос:...........................................................................................................................
4ый голос:...........................................................................................................................
5ый голос:...........................................................................................................................
1ый голос:
выдыхаю я
вдыхаю и
выдыхаю я
вдыхаю и выдыхаю.........я вдыхаю и..........
2ой голос:................................................я
возникаю со
всех сторон я приглядываюсь
к
3ий голос :...........................................................................................................................
4ый голос:............................................................................................................................
5ый голос:............................................................................................................................
1ый голос:выдыхаю я
вдыхаю и
выдыхаю я
вдыхаю и
выдыхаю я вдыхаю
и выдыхаю
2ой голос: ... себе....я наблюдаю
себя.......я
приближаюсь
к себе я узнаю
себя..............
3ий голос :...........................................................................................................................
4ый голос:............................................................................................................................
5ый голос:............................................................................................................................
1ый голос:...я
вдыхаю и
выдыхаю...я
вдыхаю и
выдыхаю...я вдыхаю
и выдыхаю....
2ой голос:...я
ощущаю
себя.............я
обращаюсь к
себе.....я
доверяюсь
себе..........
3ий голос :....................................................................................................................
4ый голос:.....................................................................................................................
5ый голос:.....................................................................................................................
1ый голос:...я
вдыхаю и
выдыхаю я
вдыхаю и выдыхаю я
сознаю себя
единством.......
2ой голос:...я
соединяюсь с
собой я
превращаюсь
в себя я
сознаю себя
единственным
3ий голос:...............................................................................................................................
4ый голос:...............................................................................................................................
5ый голос:...............................................................................................................................
1ый голос:
тела и
души...............................................................................
2ой голос:.............................................и я живу
одним духом
который определяет
меня
3ий голос :...........душа
прошла
насквозь
мира и в нем
моего организма...............................
4ый голос:....................................................................................................
5ый голос:..................................................................................................................................
1ый голос:
оберегает меня оберегает меня..................................................................
2ой голос:
определяет меня
определяет меня....вне его
нет меня и я не
знаю............
3ий
голос ................................................................вне его
нет ничего и
я не знаю...........
4ый голос:
освобождает
меня
освобождает
меня.................нет ничего
ложного в
душе
5ый голос: совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
мой дух
1ый голос:..................................................................................................................
2ой голос: ничего
более
верного чем совершенный
и
непрерывный
мой дух
3ий голос :
ничего
больше........................................................................................
4ый голос: совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
5ый
голос: совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
1ый голос:..................................................................................................................
2ой голос:
совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
3ий голос :.................................................................................................................
4ый
голос: мой дух совершенный и непрерывный мой дух совершенный
и
5ый
голос: мой дух совершенный и непрерывный мой дух совершенный
и
1ый голос:...........................................................................................................................
2ой голос:
мой дух.........................................................................................это я все
что
3ий голос :...........................................................................................................
4ый
голос: и
непрерывный
мой дух
совершенный
и непрерывный
мой дух.....................
5ый
голос: и
непрерывный
мой дух
совершенный
и непрерывный
мой дух.....................
1ый голос:.............................................................................................................................
2ой голос: .............................................................................................................................
3ий голос :вне
меня это я
все что во мне и вне меня это я продолжение
свойства
4ый
голос: я
око....я горло....я
сердце я чрево я
мясо я тело я семя..............я
люди
5ый
голос: ...........................................................................................................
1ый голос:...............................................................................................................................
2ой голос:
..............................................................................................................................
3ий голос :
жизни я
продолжение
жизни я продолжение жизни я
продолжение
4ый
голос: я
поры я буду я вижу я
знаю я дети я люди я
слышу я вижу я люди
5ый
голос: я
тысяча я
фото я вето я вольты
я спектр я литр я
метр я цифра я точка
1ый голос:..........................................................................................................................
2ой голос:
.........................................................................................................................
3ий голос :
жизни я жизнь я время
я утро я вечер я
полдень я завтра я
после
4ый
голос: я
тело я тело я буду я
встану я
сяду я лягу я верю я буду
5ый
голос: я сотня
я тысяча я фокус я
фото я тангенс я
индекс я
сервис я феникс
1ый голос:..........................................................................................................................
2ой голос:..........................................................................................................................
3ий голос :
я прежде я
кроме я вместо я просто я
тоже я
редко я часто я
негде
4ый
голос: я знаю я
прячу я рею я
буду я
слышу я вижуя я
знаю я верю
5ый
голос: я фото я
атлас я
сервис я
спектр я макро я
микро я нетто
я брутто
1ый голос:...............................................................................................................................
2ой голос:...............................................................................................................................
3ий голос :
я где-то я слева я
справа я
сверху я снизу я
прямо я сзади я снизу
4ый
голос: я буду я
справа я слева я
снизу я сверху я
сзади я прямо я
сверху
5ый
голос: я будто я
сверху я снизу я
прямо я сзади я
сверху я снизу я
справа
1ый голос:..............................................................................................................................
2ой голос:..............................................................................................................................
3ий голос :
я сверху я слева я
справа я прямо я
сзади я там где я
начинаюсь
там
4ый
голос: я снизу я
справа я слева я
сзади я прямо
я буду я знаю
я слышу я верю
5ый
голос: я слева я прямо я
сзади я справа я слева я
авто я вето я второ я
нейро
1ый голос:...........................................................................................................................
2ой голос:...........................................................................................................................
3ий голос:....где я завершаюсь там где я начинаюсь там..................................................
4ый
голос: ......я вижу я
буду я тело я тело я
тело я
завершаюсь
мои концы в
5ый
голос: ......я хлоро я
фото..............................я
тело..................я тело......................
1ый голос:...............................................................................................................................
2ой голос:...............................................................................................................................
3ий голос :....................................................................................
4ый
голос:
природе мои концы в любви и преданности
моя природа в
любви моя......
5ый голос: мои концы в природе мои концы преданы................я продолжение мира........
1ый голос:.....................................................................................................................
2ой голос:
....................................................................................................................
3ий голос :
и
возможности
жизни где я
эта жизнь и
та и эта
везде и всюду
везде
4ый
голос: природа в
самой себе
моя природа везде
и всюду природа
смотри
5ый
голос: я
продолженик
жизни.............везде
и всюду............природа
смотри
1ый голос:...........................................................................................................................
2ой голос:...........................................................................................................................
3ий голос :
и всюду...........................................................................................................
4ый
голос: это я................................................................................................................
5ый
голос: это
я...слева... я
справа...я
сверху... я
снизу... я
сзади... я
впереди..............
Обычно
жизнь
художника
имеет много
поворотов,
зигзагов и
просто
загибов; она
сама по себе
уже "хеппенинг".
Для обычного
человека
яркий
сценарий
богемной
жизни, как и
форма
мышления
художника,
как правило,
выглядит
очень
странно. Эти
порой
гротескные
ситуации
жизни
переданы в
резких
драматизациях,
свойственных
жизни
творческих
людей, но и не
только им, а
всем тем, кто "страдает"
излишней
наблюдательностью
и тонкостью.
В их
литературной
подаче есть
элементы визуальной
поэзии; и еще
одна
характерная
черта:
написаны они
не без
иронии. Ниже
приводятся
некоторые
драматизированные,
психоаналитические
и визуальные
проекты из
серии кубов-инвайронментов.
КУБ ДЛЯ
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Место
для
самоуглубления.
Внутри куба
зеленого успокаивающего
цвета
находится удобное
кресло и
висит
табличка: "Когда
захотите
выйти, нажмите
кнопку, и Вам
откроют".
После
нажатия
указанной
кнопки
включается
следующая запись:
(После
долгого
лязганья
засовом
слышен ворчливый
голос)
...Ну,
что звонишь...
...что
звонишь...
...выйти
хочешь...
... ишь... уже надумался...
...смотри
какой...
...больно ученые все стали...
...думать сюда
приходят...
...точно
другого
места нет...
...а работать
некому...
...небось
гвоздь
прибить не
может...
...а туда же...
...думать...
...думать-то
мы все можем...
...да времени нет...
...бездельничать...
...много тут
таких ходит...
...то туда, то
сюда...
...то туда, то
сюда...
...а мне
все открывай...
...нашли мальчика...
...ходят тут развлекаются...
...делать нечего...
(продолжает
скрипеть
засовом)
...ну, насилу
открыл...
...выходи, ты,
умник!
(дверь
открывается).
1976
Маленький
кубик,
использованный
внутри этого
инвайронмента,
имел свою
собственную
судьбу; он
появился в 1974
году самым
первым из
всей серии
кубиков и имел
свое
собственное
название "Квинтэссенция".
Традиционно
кубическое
тело
считалось
символом
материальной
субстанции с
ее
гравитацией в
осязаемом
мире, где так
же оперируют
иные скрытые
созидательные
силы.
Квинтэссенция
присутствует
внутри
материального
фактора,
символизированного
этим трехмерным
кубом, текст
на гранях
которого
свидетельствует
о ее невидимом
присутствии.
Мы только
слышим ее голос,
подобно
звуку
Эоловой арфы,
извлекаемому
дуновением
ветра без
всякого
музыканта. В
поэтическом
смысле
квинтэссенция
есть голос
сознания,
которое априорно
знает законы
времени и
пространства,
в которые мы
заключены,
как в этот
куб.
Звони в
любую дверь
В
помещении 3м
х 2м х 3м на
стенах
расположены разноцветные
звонки в
свободном
порядке. С
нажатием
кнопки
каждого из
них звенит
звонок и
включается
запись.
Некоторые
варианты
записей:
Один из
инвайронментов,
под названием "Преодоление
табу"
написан
исключительно
на жаргоне.
Он строится на
записанном
зараннее
диалоге,
который воспроизводится,
как только
два
незнакомых человека
входят с
двух
разных сторон
в
разделенный
внутри
стеклянным простенком
куб. Таким
образом они
оказываются
друг перед
другом,
разделенные
прозрачной
перегородкой,
и слышат
якобы их собственный
диалог,
который
переходит в
агрессивную
матерную
перебранку.
Собеседник
Помещение
сферообразной
формы в
основании с
окружностью
радиусом 2
метра
предназначено
для
индивидуального
пользования.
Открытием
входной
двери объект включается
в действие.
Внутри, в
центре объекта,
вертящееся
кресло. Вся
внутренняя
поверхность
объекта,
исключая
основание,
представляет
собой экран,
на котором
демонстрируется
цветной
звуковой
фильм.
В
комнате со
строгой, но
изысканной
обстановкой,
напоминающей
рабочий кабинет,
находится
мужчина
средних лет
интеллигентной
наружности.
Он стоит у
окна спиной к
вошедшему в
объект
зрителю. На
шум
открывающейся
двери он оборачивается
и, увидев
входящего,
приветливо
обращается к
нему:
А...входите,
пожалуйста...Присаживайтесь...
(Он
внимательно,
но неназойливо
рассматривает
вошедшего.)
Если хотите
на диван... Там
удобнее...
(Указывая
глазами на
мягкий
кожаный
диван.)
Впрочем,
простите
забыл, что в Вашем
положении
это не так
легко... Сам
медленно
подходит к
креслу, около
которого
стоит журнальный
столик; на
нем
несколько
книг,
пепельница и сигаретница.
Уютно
устраивается
в кресле. Небольшая
пауза.)
Знаете, эта
погода на
меня очень
действует...
(Смотрит
в окно.
Слегка
поигрывая по
сигаретнице
пальцами,
периодически
внимательно
поглядывает
на посетителя.)
Я вижу, Вы на нее не реагируете...
Простите, я
не знаю
Вашего имени
и рода
занятий...
(Небольшая
пауза.)
Впрочем, это
не важно... Я
разговариваю
со всеми
одинаково...
(Обводит
взглядом
комнату, как
бы раздумывая
над
следующей
фразой. Потом
останавливает
взгляд на
посетителе.)
Кажется, мы
видимся в
первый раз... Хотя
у меня
возникает
такое
чувство, что
мы где-то
встречались...
(Снова
принимает
первоначальную
позу, постукивая
пальцами по
сигаретнице,
не смотрит на
посетителя.)
Во
всех лицах
есть
элементы
того или
иного человеческого
типа...
(Поднимается,
подходит к
столику.)
Жаль, что я
не могу
предложить
Вам чашку кофе...
(Постукивает
пальцами по
столу и
напевает какую-то
мелодию.)
А
Вам нравится
эта работа?
(Кивает
головой в
сторону
пейзажа
работы
неизвестного
художника ХIХ в.)
По-моему,
это
прекрасно...
(Пауза.)
Вы
все еще
ждете, что я
Вам что-то скажу...
(Пауза.)
А я
от Вас ничего
не жду.
(Слышится
шум дождя.)
Кажется
пошел дождь...
(Подходит
к окну,
открывает его.
За окном
сильный
дождь.
Оглядываясь
на присутствующего,
продолжает
говорить.)
А у
Вас нет с
собой зонта...
Будем надеяться,
что он скоро
кончится.
(Вспохватившись,
слегка
усмехаясь.)
Я
опять
напрасно
беспокоюсь о
Вас.
(Пауза
около 2 минут.
В это время
он
расхаживает
по комнате,
переставляет
задумчиво
предметы,
периодически
посматривая
на
присутствующего.
Слышен телефонный
звонок.)
Простите,
это телефон.
Я вынужден
Вас покинуть.
Я скоро
вернусь. Если
Вы спешите,
то я Вас не
задерживаю.
(Откланивается
и выходит.
Больше не
появляется.
Изображение
на экране не
изменяется.
За окном
сильный
дождь.
Посетитель
может
оставаться и
ждать
собеседника,
сколько ему
заблагорассудится.
Эксперимент
окончен.
Экран гаснет
только с
выходом
зрителя из
объекта.
1976
(Еще один
инвайронментальный
объект : "Демонстрационный
куб" с
комментариями
Генриха
Сапгира есть
на сайте "РВБ:
Неофициальная
поэзия", линк
к которому
приводится в
конце статьи.)
Литературная
деятельность
Валерия,
который
делал в
основном
трехмерные
объекты, не
ложится ни в
какие
принятые жанры
- он писал
приказы. Хотя
они были
адресованы
Римме,
фигурирущей
под именем Бура-Ле
(с ударением
на первом
слоге), приказы
охватывали
самые
разнообразные
темы: от метафизики
до салата на
обеденном
столе, от сейсмических
обзоров до
наблюдений
за поведением
мухи. Начав
писать их
спонтанно с 1972
от лица
начальника к
своему
подчиненному,
т. е. жене
начальника,
он особенно
развил их
литеатурно-художественный
стиль в середине
80-ых, когда эти
приказы
стали
разрастаться
до размера
конституции.
Часть из этих "законодательных
томов"
приводится в
отдельной
секции "Приказы" на
нашем сайте;
здесь мы
дадим только
некоторые из
них.
В приказах была использована "смешанная техника", включающая абсурдистскую игру слов, сугубо казенную терминологию, приемы визуальной поэзии, рисунки и графические построения. Можно сказать, что этот неординарный жанр являлся гибридом юридического лексикона Сатурна и эксентричного слэнга Меркурия.
В образных,
метафорических "всплесках"
выражались
наблюдения
за окружающим
миром; при
этом
созерцательные
дзеновские
элементы часто
передавались не
только
словесно, но
с помощью
рисунка, "ориентального"
шрифта и
знаков (как,
например, в "Водяном" и "Временном"
приказах).
Восточный и
западные
элементы
культуры
свободно
переплетались
так же, как
русские и
английские
слова и их
новообразования,
как например
в выражении "времени -
тайм". В
приказах
солипсистские
логизмы легко
ложились на "суконный"
язык
регистраторов.
В то же время
этот
неожиданный
жанр не был
скован ни
сатирой, ни
фатализмом,
ни "жизнеобразным"
протоколом
событий с их
сермяжной
мудростью.
Через все эти
иррегулярные
распоряжения
проходила
единая
связующая умозрительная
линия. За
лаконичными
зачастую
ироническими
формулами,
как
вербальными,
так и
визуальными,
стояла
артистически
поданная
философская
позиция. Во
многих чертах
она
предвосхищала
наши более
поздние
размышления,
подтверждая
возможнось служения
искусства
формации
сознания.
В
целом
приказы
можно
охарактеризовать
лирико-административным
жанром; они
написаны о
любви, с теми
же намерениями
как и сонеты у
Петрарки.