РИММА
ГЕРЛОВИНА О
КУБИКАХ И ПР.
©2007, Rimma Gerlovina
Геометрические
формулы кубиков
обретали в
наших
фотографиях
новое лицо;
соответственно
и концепт "Порочного
элемента" трансформировался
как визуально,
так и
лингвистически.
Римма и Валерий
Герловины, Be-lie-ve ©
1990,
цветная
фотография
С
помощью
косичек мы
"четвертовали"
английское
слово be-lie-ve
(верить) на
лбу, как бы на
лобном месте,
вычленив таким
образом его
скрытую
внутри ложь (lie).
"Избранные"
из привычного
книжного
линеарного
контекста и
перенесенные
на лицо,
слова не только
обретали
иную
метафорическую
субстанцию,
но и выявляли
свое
поэтическое
и метафизическое
значение.
Слова как бы
обрастали
телом. В то же
время наши
собственные мысли
становились
видимыми,
можно сказать
на лицо. Так
же как в
кубиках, в
фотографических
концептах
подвергается
сомнению
сухой интеллектуализм,
его
исключительная
позиция в
суждении, его
полусвет и
его полутень.
С помощью
слов можно
прийти к
любой мысли,
но это не
означает, что
она будет конечной
истиной:
ко-НЕ-ц
всегда тянет
за собой начало
чего-то
нового,
следовательно
еще не конец.
Если
проанализировать
слова суфи
мастера
Хаджи
Насретдина
"Я никогда не
говорю
правду",
получается,
что он говорит
правду; и это
противоречит
его заявлению.
А если его
слова ложь -
значит он
говорит
правду.
Римма
Герловина, "Гадательное
устройство", 1976,
30 х 30 х 30 см,
картон,
ткань,
бумага. Подпись: "Опустите
руку внутрь и
выберите
карточку, на которой Вы найдете безошибочное предсказание Ваше
го
будущего."
Вы живы, а
потом
умрете".
Вид "Гадательного
устройства"
сбоку,
Москва, 1976.
Римма
Герловина,
две
игральные кости,
одна "Абсолютная
удача",
а
вторая "Абсолютная
неудача",
1976, 33 см, дерево,
бумага.
Римма
Герловина, "Четки",
1976, 7 кубиков,
каждый 33 см, дерево,
бумага.
Кубики
соединены
нитью, как четки,
нанизанные в
спектральной
последова-
тельности.
На каждом
кубике
обозначено его
местоположение
в спектре,
как
например,"желтый куб
между
оранжевым и
зеленым", "оранжевый куб
между
желтым и
красным" и т. д.
Римма
Герловина, "Подсматривание", 1974, 83 см,
картон,
дерево,
ткань,
бумага.
Почти во всех наших произведениях, как ранних, так и поздних, присутствуют элементы смеховой культуры, не сатирического (в своей основе нравоучительного), но и не развлекательного свойства. В гротеске нарушается бытовое равновесие, но может возникать равновесие универсальное. В отличие от саркастической иронии, которая, как правило, скрывает в себе несбалансированные комплексы самого иронизирующего, метафора своей мистифицирующей иррациональностью способна предохранять психику человека от разрушительного действия извне, хотя бы частично. Многие предпочитали говорить правду, смеясь, как например, Вольтер, который считал, что смех спасает его от безумия и от этой
"жалкой
человеческой
тупости,
преклоняющейся
перед теми,
кто
совершает
зло блистательно".
Тонкая
шутка,
словесная
или визуальная,
может
способствовать
смягчению
конфликтов в
жизни,
которая
переполнена
всякими
парадоксальными
зигзагами и
контроверсиями.
В качестве
противоядия
этой
неизбежной и
неприятной
истине мы используем
игру парадоксов:
ищем
"соотверстие"
в
пространстве
и времени,
отражаем
"исчадие
красоты" в ежедневности,
где дважды
два очень
даже может
быть пять.
В
графической
символике
цифра 5
связана с
пятиконечной
звездой, а
цифра 4
(содержащаяся
внутри пяти)
является нумерологическим
определителем
квадрата, лежащего
в основе
куба, на
котором
построена
вся эта
концептуальная
трехмерная
поэзия
кубиков. В
связи с этим
следует
остановиться
подробнее на
мифологической
подоплеке,
присущей
этому
геометрическому
телу. Например,
его
религиозный
аналог,
мусульманский
храм "Кааба" в
Мекке,
который
имеет форму
куба,
символизирует
молитвенный
храм внутри
каждого
человека. Он
связан с
библейским
толкованием
куба с его
шестью сторонами,
которые
раскладываются
в форму
креста. В
этом смысле
развертка
куба служила
и продолжает
служить "картой" для
многих
пилигримов.
Каждая из его
сторон олицетворяет
один день в
сотворении
мира, а
последний седьмой
день - воскресение - является
мистическим
венцом создания.
Не
зависимо от
того,
стремимся ли
мы к этой
завершающей
точке
сознательно
или нет, в
духовной
форме
квинтэссенция
всегда
присутствует
в
символическом
центре куба,
воплощающем
существование
в трехмерном
измерении. Не
имея
прямой физической
формы, она
спроецирована
в материи на
внутренних
сторонах
этого куба. В
картографии,
всегда
существовавшей
в анналах мифологии
и религии,
можно найти
некоторые ориентиры
в движение к
этой цели,
как бы относительны
они не были.
Все
сказанное
можно суммировать
следующим
образом:
пройдя через
метаморфозу
креста "совершенный
куб" достигает своей
квинтэссенции,
которая
является сбалансированным
результатом
борьбы и единства
противоположностей
четырех
условно
принятых
элементов,
дифференциация
которых
является режимом
организованного
хаоса жизни.
Свободный
эфир венчает
эти четыре,
тянущие в разные
стороны силы:
огня и воды,
воздуха и земли
или востока и
запада,
севера и юга,
короче
говоря,
соответствуют
четырем
сторонам
света на
кресте розы
ветров.
Римма
Герловина, "Роза ветров", 1975,в
оригинале 21 х 21
х 0,5 см,
картон,
гвозди,
бумага. Круги
с
обозначением
четырех
сторон све-
та свободно
перевешиваются
на гвоздях,
воткнутых в "шипы" ро-
зы ветров.
Римма
Герловина, "Вы
находитесь с
этой стороны
куба", 1975, в оригинале
83 см, картон,
бумага. Че-
ловек
всегда
находится с
той стороны
куба, кото-
рую он поворачивает к себе.
Римма
Герловина, "Все думают,
что это куб", 1975, 83 см,
картон,
ткань,
акрилик,
бумага. Напрашивается
вопрос:
"Что же это
такое, если
не куб?"
Римма
Герловина, "Кто там?", 1974, 83 см,
картон,
дерево, ткань,
бумага,
акрилик.
Надо
отметить, что
все кубические
работы ( "cubitis magikia",
магическая "кубология",
лат.) были
сделаны
совершенно
спонтанно,
теоретические
же
размышления
над ними
приходили
постепенно
позже.
Искусство
было первичным,
и символика
его
присутствовала
сама по себе,
выходя на
поверхность
сознания иногда
сразу, а в
основном с
течением
времени. В генетической
памяти
хранятся все
коды и еще невысказанные
теоретические
изыскания, которые
появляются
якобы
невзначай,
поэтому их
реализация в
определенный
обусловленный
момент это
всего лишь
естественный
процесс
организма,
как дыхание,
спонтанный и
непринужденный.
Но вернемся
к кубикам и
предыдущей
теме. Самый
первый
кубик,
"Квинтэссенция",
стал
краеугольным
и последним в
концептуальной
поэме "Икона",
1974, где по клеймам,
как в иконах
изображающих
жития святых,
поступательно
закодирована
архетипическая
судьба
иконописного
человека.
Римма Герловина, "Икона", 1974, картон,
дерево,
бумага,
акрилик, 48 х 47,5 х 7,3
см,
Житие
читается в
порядке
расположения
клейм в
иконе.
1.
Появление
(пустой белый
куб).
2. Первые
впечатления
("кто тут?").
3. Яркие
образы
детства
("мороженое", "мертвая
бабушка",
"белая больница",
"окно в сад").
4.
Первичное
осмысление
мира ("этот", "тот").
5. Большая
любовь.
6. Период
приема
информации
(образование).
7. Накопление
информации.
8. Ложная
ориентация в
результате информации
("северо-юг" и"западо-восток").
9. Дуализм
("дело в этом" и"дело не в этом").
10.
Разделение и
адаптация
("для меня", "для
тебя", "для вас",
"для них").
11. Дом
("кухня",
"туалет",
"комнаты",
"эстамп").
12.
Аккумуляция
привилегий
("чем больше,
тем больше").
13.
Потрясение
или черная
дыра.
14. После
потрясения
или
получерная дыра
("см. сл.").
15. Иная
информация и
избавление
от прежней
(это клеймо
симметрично
шестому с накоплением
информации).
16.
Воспоминания
о детстве, но
уже в другой
окраске
("белая
больница",
"мертвая бабушка").
17.
Самоизоляция
или
квинтэссенция
("передо мной",
"подо мной", но
еще нет"надо
мной").
18.
Продолжение
(часть клейма
заклеена,
буквы видны
только
частично).
19.
Продолжение
(все клеймо
заклеено).
20. Выход
(кубик без
задней
стенки, его крышка
открывается
в пустое
пространство).
Белый цвет в "Иконе" не менее важен, чем в кубике "Порочный элемент". Когда-то кандидатами ( "candidus" означает
"белый", лат.)
называли в
Древнем Риме
не только
кандидатов
на ту или
иную высокую
позицию, но и
тех, кто
допускался к
сакральным
мистериям. Их
белая тога должна
была
символизировать
необходимую
степень
развитости
характера в
его позитивном
аспекте, т.е.
чистоту
натуры. 20
концептуальных
сцен этой
кубической
иконы
традиционно
развертываются
вокруг
центрального
образа;
однако само
это место
оставлено
пустым. Оно
предназначено не
конкретному
лицу, а
архетипу
последовательно
раскрывающейся
личности,
который не
только
следует
этому
начертанному
пути, но и сам
одновременно
является этим
путем.
В
агиографической
структуре иконы
каждое
клеймо
кодирует не
только определенный
опыт, но и
соответствующий
уровень
поступательного
процесса
самоосознания.
Эта условная
биография
развертывается
как "opus circulatorum",
в котором
много слоев и
круговых
движений, но
один
объединяющий
центр. Идея
прогрессивного
формирования
сознания
вынашивается
как ребенок в
утробе,
который
постепенно
развивает
свои органы с
тем, чтобы в
момент
готовности "выпрыгнуть"
из утробы
матери или
материи в свободное
пространство,
которое
символизируется
последним
клеймом этой
иконы. В трех заключительных
кубиках
жития
повторяется
мотив
интровертной
квинтэссенции,
состояния,
которое постепенно
становится
скрытым от
зрителя:
предпоследние
ячейки заклеены
сначала
частично, а
потом
полностью.
Последний же
куб опять
открывается,
он не имеет
задней
стенки, т.е.
как бы без
дна -
открытая могила
оказывается
пустой.
Римма
Герловина,"С
Вечным Новым
Годом!", 1975, 18 х 14 см,
открыт-
ка, в
которой
можно менять
годы, перетягивая
полоски с
цифрами.
Римма
Герловина, "Эхо",
1975, 83 см, картон,
ткань,акрилик,бумага,вид
кубика с двух
сторон.
Римма
Герловина, "Зеркальный
куб",
1975, 83 см, все
стороны куба
сделаны из
зеркал (фото
Виктора
Новацкого).
Визуальное
подтвер-
ждение, что
человек
всегда
находится с
той стороны
куба, которую
он
поворачивает
к себе.
В нашем
искусстве
постоянно
происходило
перекрещивание
разных
жанров, но,
пожалуй,
наибольший
синкретизм
наблюдается
в Римминых
кубах-энвайронментах,
которые, в
какой-то
степени были
предтечами
наших
перформансов.
С 1975 года кубы-малютки
стали
перерастать
в проекты многометровых
помещений, в
которых
маленький
внутренний
кубик
превращался
в настоящего
зрителя,
невольно
подчиненного
определенному
сценарию. В
этих синкретичных
объектах-средах
соединялись
воедино
элементы нескольких
жанров:
концептуализма, полифонической
поэзии,
предшествовавшей
кубикам (ей
посвящена
отдельная
статья "Визуальная
и
полифоническая
поэзия"), драматизации
и одновременно
спонтанного
хэппенинга.
Их описание
было
выпущено в
серии 33
небольших
книжечек (23,5 х 17,5
см) для
каждого
проекта в
отдельности,
напечатанные
в четырех
(или возможно
в шести)
экземплярах,
тексты были
скреплены в
красных и
коричневых
обложках в
зависимости
от серии.
Самым
первым из
этих кубов-энвайронментов
появился
проект
двухметрового "Зеркального
куба",1975,
со всеми
внутренними
гранями
сделанными
из зеркал. В
его
книжку-проект
кроме
полифонической
поэмы входит
следующее
описание его
устройства:
войдя внутрь
этого куба и
оказавшись в
его зазеркалье,
зритель
попадает в
фокус 6
зеркал, в которых
он видит
ошеломляющее
множество своих
собственных
отражений;
при этом он "погружается"
в
аналогичную
квадрафоническую
звуковую
среду. Звучит
запись многоголосной
поэмы,
которая
читается медленно
одним и тем
же человеком,
чей голос
звучит
подобно
звуку
старинного
мадригала и
одновременно
как
полифоническое
эхо. Запись
делается с
помощью
многократного
наложения
его голоса,
желательно с
гипнотическими
свойствами.
Все слова
произносятся
медленно и
отчетливо,
спокойным
уверенным
голосом.
Возникает
единство
слухового и
зрительного
эффекта: эхо
соответствует
бесконечному
зеркальному
коридору
отражений
зрителя,
находящегося
внутри куба.
К концу поэмы
звук голоса
медленно
затихает.
Линк к "Зеркальному
кубу",
напечатанному
в виде
свитка.
Ниже
приводится
текст "Зеркального
куба",
разделенный
на строфы,
соответствующие
отдельным
страницам в
издании 1974 года.
ЗЕРКАЛЬНЫЙ
КУБ
1ый голос :
это я...я
впереди... я
сзади...я
сбоку...я
сверху...я снизу...это
я... вдыхаю и
2ой голос:...........................................................................................................................
3ий голос:...........................................................................................................................
4ый голос:...........................................................................................................................
5ый голос:...........................................................................................................................
1ый голос:
выдыхаю я
вдыхаю и
выдыхаю я
вдыхаю и выдыхаю.........я вдыхаю и..........
2ой голос:................................................я
возникаю со
всех сторон я приглядываюсь
к
3ий голос :...........................................................................................................................
4ый голос:............................................................................................................................
5ый голос:............................................................................................................................
1ый голос:выдыхаю я
вдыхаю и
выдыхаю я
вдыхаю и
выдыхаю я вдыхаю
и выдыхаю
2ой голос: ... себе....я наблюдаю
себя.......я
приближаюсь
к себе я узнаю
себя..............
3ий голос :...........................................................................................................................
4ый голос:............................................................................................................................
5ый голос:............................................................................................................................
1ый голос:...я
вдыхаю и
выдыхаю...я
вдыхаю и
выдыхаю...я вдыхаю
и выдыхаю....
2ой голос:...я
ощущаю
себя.............я
обращаюсь к
себе.....я
доверяюсь
себе..........
3ий голос :....................................................................................................................
4ый голос:.....................................................................................................................
5ый голос:.....................................................................................................................
1ый голос:...я
вдыхаю и
выдыхаю я
вдыхаю и выдыхаю я
сознаю себя
единством.......
2ой голос:...я
соединяюсь с
собой я
превращаюсь
в себя я
сознаю себя
единственным
3ий голос:...............................................................................................................................
4ый голос:...............................................................................................................................
5ый голос:...............................................................................................................................
1ый голос:
тела и
души...............................................................................
2ой голос:.............................................и я живу
одним духом
который определяет
меня
3ий голос :...........душа
прошла
насквозь
мира и в нем
моего организма...............................
4ый голос:....................................................................................................
5ый голос:..................................................................................................................................
1ый голос:
оберегает меня оберегает меня..................................................................
2ой голос:
определяет меня
определяет меня....вне его
нет меня и я не
знаю............
3ий
голос ................................................................вне его
нет ничего и
я не знаю...........
4ый голос:
освобождает
меня
освобождает
меня.................нет ничего
ложного в
душе
5ый голос: совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
мой дух
1ый голос:..................................................................................................................
2ой голос: ничего
более
верного чем совершенный
и
непрерывный
мой дух
3ий голос :
ничего
больше........................................................................................
4ый голос: совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
5ый
голос: совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
1ый голос:..................................................................................................................
2ой голос:
совершенный
и
непрерывный
мой дух
совершенный
и
непрерывный
3ий голос :.................................................................................................................
4ый
голос: мой дух совершенный и непрерывный мой дух совершенный
и
5ый
голос: мой дух совершенный и непрерывный мой дух совершенный
и
1ый голос:...........................................................................................................................
2ой голос:
мой дух.........................................................................................это я все
что
3ий голос :...........................................................................................................
4ый
голос: и
непрерывный
мой дух
совершенный
и непрерывный
мой дух.....................
5ый
голос: и
непрерывный
мой дух
совершенный
и непрерывный
мой дух.....................
1ый голос:.............................................................................................................................
2ой голос: .............................................................................................................................
3ий голос :вне
меня это я
все что во мне и вне меня это я продолжение
свойства
4ый
голос: я
око....я горло....я
сердце я чрево я
мясо я тело я семя..............я
люди
5ый
голос:
...........................................................................................................
1ый голос:...............................................................................................................................
2ой голос:
..............................................................................................................................
3ий голос :
жизни я
продолжение
жизни я продолжение жизни я
продолжение
4ый
голос: я
поры я буду я вижу я
знаю я дети я люди я
слышу я вижу я люди
5ый
голос: я
тысяча я
фото я вето я вольты
я спектр я литр я
метр я цифра я точка
1ый голос:..........................................................................................................................
2ой голос:
.........................................................................................................................
3ий голос :
жизни я жизнь я время
я утро я вечер я
полдень я завтра я
после
4ый
голос: я
тело я тело я буду я
встану я
сяду я лягу я верю я буду
5ый
голос: я сотня
я тысяча я фокус я
фото я тангенс я
индекс я
сервис я феникс
1ый голос:..........................................................................................................................
2ой голос:..........................................................................................................................
3ий голос :
я прежде я
кроме я вместо я просто я
тоже я
редко я часто я
негде
4ый
голос: я знаю я
прячу я рею я
буду я
слышу я вижуя я
знаю я верю
5ый
голос: я фото я
атлас я
сервис я
спектр я макро я
микро я нетто
я брутто
1ый голос:...............................................................................................................................
2ой голос:...............................................................................................................................
3ий голос :
я где-то я слева я
справа я
сверху я снизу я
прямо я сзади я снизу
4ый
голос: я буду я
справа я слева я
снизу я сверху я
сзади я прямо я
сверху
5ый
голос: я будто я
сверху я снизу я
прямо я сзади я
сверху я снизу я
справа
1ый голос:..............................................................................................................................
2ой голос:..............................................................................................................................
3ий голос :
я сверху я слева я
справа я прямо я
сзади я там где я
начинаюсь
там
4ый
голос: я снизу я
справа я слева я
сзади я прямо
я буду я знаю
я слышу я верю
5ый
голос: я слева я прямо я
сзади я справа я слева я
авто я вето я второ я
нейро
1ый голос:...........................................................................................................................
2ой голос:...........................................................................................................................
3ий голос:....где я завершаюсь там где я начинаюсь там..................................................
4ый
голос: ......я вижу я
буду я тело я тело я
тело я
завершаюсь
мои концы в
5ый
голос: ......я хлоро я
фото..............................я
тело..................я тело......................
1ый голос:...............................................................................................................................
2ой голос:...............................................................................................................................
3ий голос :....................................................................................
4ый
голос:
природе мои концы в любви и преданности
моя природа в
любви моя......
5ый голос: мои концы в природе мои концы преданы................я продолжение мира........
1ый голос:.....................................................................................................................
2ой голос:
....................................................................................................................
3ий голос :
и
возможности
жизни где я
эта жизнь и
та и эта
везде и всюду
везде
4ый
голос: природа в
самой себе
моя природа везде
и всюду природа
смотри
5ый
голос: я
продолженик
жизни.............везде
и всюду............природа
смотри
1ый голос:...........................................................................................................................
2ой голос:...........................................................................................................................
3ий голос :
и всюду...........................................................................................................
4ый
голос: это я................................................................................................................
5ый
голос: это
я...слева... я
справа...я
сверху... я
снизу... я
сзади... я
впереди..............
Обычно
жизнь
художника
имеет много
поворотов,
зигзагов и
просто
загибов; она
сама по себе
уже "хеппенинг".
Для обычного
человека
яркий
сценарий
богемной
жизни, как и
форма
мышления
художника,
как правило,
выглядит
очень
странно. Эти
порой
гротескные
ситуации
жизни
переданы в
резких
драматизациях,
свойственных
жизни
творческих
людей, но и не
только им, а
всем тем, кто "страдает"
излишней наблюдательностью
и тонкостью.
В их
литературной
подаче есть
элементы визуальной
поэзии; и еще
одна
характерная
черта:
написаны они
не без
иронии. Ниже
приводятся
некоторые
драматизированные,
психоаналитические
и визуальные
проекты из
серии кубов-энвайронментов.
КУБ ДЛЯ
РАЗМЫШЛЕНИЯ
Место
для
самоуглубления.
Внутри куба
зеленого
успокаивающего
цвета
находится
удобное
кресло и
висит
табличка:
"Когда
захотите
выйти, нажмите
кнопку, и Вам
откроют".
После
нажатия
указанной
кнопки
включается
следующая запись:
(После
долгого
лязганья
засовом
слышен ворчливый
голос)
...Ну,
что звонишь...
...что
звонишь...
...выйти
хочешь...
... ишь... уже надумался...
...смотри
какой...
...больно ученые все стали...
...думать сюда
приходят...
...точно
другого
места нет...
...а работать
некому...
...небось
гвоздь
прибить не
может...
...а туда же...
...думать...
...думать-то
мы все можем...
...да времени нет...
...бездельничать...
...много тут
таких ходит...
...то туда, то
сюда...
...то туда, то
сюда...
...а мне
все открывай...
...нашли мальчика...
...ходят тут развлекаются...
...делать нечего...
(продолжает
скрипеть
засовом)
...ну, насилу
открыл...
...выходи, ты,
умник!
(дверь
открывается).
1976
звони в
любую дверь
В
помещении 3м
х 2м х 3м на
стенах
расположены разноцветные
звонки в
свободном
порядке. С
нажатием
кнопки
каждого из
них звенит
звонок и
включается
запись.
Некоторые
варианты
записей:
Один из
энвайронментов,
под названием "Преодоление
табу" написан
исключительно
на жаргоне.
Он строится на
записанном
зараннее
диалоге,
который воспроизводится,
как только
два
незнакомых человека
входят с
двух разных сторон
в
разделенный внутри
стеклянным простенком
куб. Таким
образом они
оказываются
друг перед
другом,
разделенные
прозрачной
перегородкой,
и слышат
якобы их собственный
диалог,
который
переходит в
агрессивную
матерную
перебранку.
Собеседник
Помещение
сферообразной
формы в
основании с
окружностью
радиусом 2
метра
предназначено
для
индивидуального
пользования.
Открытием
входной
двери объект включается
в действие.
Внутри, в
центре объекта,
вертящееся
кресло. Вся
внутренняя
поверхность
объекта,
исключая
основание,
представляет
собой экран,
на котором
демонстрируется
цветной
звуковой
фильм.
В
комнате со
строгой, но
изысканной
обстановкой,
напоминающей
рабочий кабинет,
находится
мужчина
средних лет
интеллигентной
наружности.
Он стоит у
окна спиной к
вошедшему в
объект
зрителю. На
шум
открывающейся
двери он оборачивается
и, увидев
входящего,
приветливо
обращается к
нему:
А...входите,
пожалуйста...Присаживайтесь...
(Он
внимательно,
но неназойливо
рассматривает
вошедшего.)
Если хотите
на диван... Там
удобнее...
(Указывая
глазами на
мягкий
кожаный
диван.)
Впрочем,
простите
забыл, что в Вашем
положении
это не так
легко... Сам
медленно
подходит к
креслу, около
которого
стоит журнальный
столик; на
нем
несколько
книг,
пепельница и сигаретница.
Уютно
устраивается
в кресле. Небольшая
пауза.)
Знаете, эта
погода на
меня очень
действует...
(Смотрит
в окно.
Слегка
поигрывая по
сигаретнице
пальцами,
периодически
внимательно
поглядывает
на посетителя.)
Я вижу, Вы на нее не реагируете...
Простите, я
не знаю
Вашего имени
и рода
занятий...
(Небольшая
пауза.)
Впрочем, это
не важно... Я
разговариваю
со всеми
одинаково...
(Обводит
взглядом
комнату, как
бы раздумывая
над
следующей
фразой. Потом
останавливает
взгляд на
посетителе.)
Кажется, мы
видимся в
первый раз... Хотя
у меня
возникает
такое
чувство, что
мы где-то
встречались...
(Снова
принимает
первоначальную
позу, постукивая
пальцами по
сигаретнице,
не смотрит на
посетителя.)
Во
всех лицах
есть
элементы
того или
иного человеческого
типа...
(Поднимается,
подходит к
столику.)
Жаль, что я
не могу
предложить
Вам чашку кофе...
(Постукивает
пальцами по
столу и
напевает какую-то
мелодию.)
А
Вам нравится
эта работа?
(Кивает
головой в
сторону
пейзажа
работы
неизвестного
художника ХIХ в.)
По-моему,
это
прекрасно...
(Пауза.)
Вы
все еще
ждете, что я
Вам что-то скажу...
(Пауза.)
А я
от Вас ничего
не жду.
(Слышится
шум дождя.)
Кажется
пошел дождь...
(Подходит
к окну,
открывает его.
За окном
сильный
дождь.
Оглядываясь
на присутствующего,
продолжает
говорить.)
А у
Вас нет с
собой зонта...
Будем надеяться,
что он скоро
кончится.
(Вспохватившись,
слегка
усмехаясь.)
Я
опять
напрасно
беспокоюсь о
Вас.
(Пауза
около 2 минут.
В это время
он
расхаживает
по комнате,
переставляет
задумчиво
предметы,
периодически
посматривая
на
присутствующего.
Слышен телефонный
звонок.)
Простите,
это телефон.
Я вынужден
Вас покинуть.
Я скоро
вернусь. Если
Вы спешите,
то я Вас не
задерживаю.
(Откланивается
и выходит.
Больше не
появляется.
Изображение
на экране не
изменяется.
За окном
сильный
дождь.
Посетитель
может
оставаться и
ждать
собеседника,
сколько ему
заблагорассудится.
Эксперимент
окончен.
Экран гаснет
только с
выходом
зрителя из
объекта.
1.1.1976
Параллельно энвайронментам
кубики стали
трансформироваться
в комбинаторные
поэмы, как
например,
"Рай - чистилище - ад",
1976. Эта
настенная
конструкция
представляет
собой
картонные
соты с
ячейками для
перемещенных
лиц-кубиков,
имена
которых отобраны
из разных
времен и
народов, как
то : Платон,
Гагарин,
Леонардо,
Гитлер или
Битлз, все
четверо как
одна единица,
в сумме 60 персонажей.
Зрителю
предлагается
возможность
самому
рассортировывать
их по
ячейкам, принимая
на себя
ответственную
провиденческую
роль, исходя
из положения,
что только
имена смертны.
Римма
Герловина, "Рай
- чистилище -
ад", 1976, 56 х 42 х 3,1
см, 60
деревянных
кубиков со
стороной 3 см,
картон,
бумага. По
трем обозначенным
секциям
могут быть
распределены
следующие
действующие
лица: Платон,
Никсон,
Чайковский,
Коперник,
Ньютон, Жанна
д'Арк, Ницше,
Лютер,
Бисмарк,
Шекспир, Иван
Грозный,
Гитлер,
Павлов,
Рамсес II, Кант,
Лермонтов, Маяковский,
Френсис
Ассизский,
Рафаэль, Нефертити,
Сократ,
Нобель,
Конфуций,
Линкольн, Герострат,
Колумб, Петр
Первый,
Битлз, Гагарин,
Гегель,
Пикассо,
Сталин, Сара
Бернар,
Татлин, Сафо,
Цицерон,
Дарвин, Софокл,
Луи XVI , царевич
Дмитрий,
Вольт, Данте,
Фрейд,
Леонардо,
Саади, Мария
Стюарт,
Абдель Насер,
Екатерина II,
Тамерлан,
Эпикур,
Троцкий, Гарибальди,
Пий IX ,
Наполеон, Ле
Корбюзье, Микеланжело,
Пугачев, Шопенгауэр,
Галилей. Коллекция Третьяковской
галереи ( линк)
|
Римма Герловина, "Рай, чистилище, ад" в увеличенном виде на выставке ÇПерформанс в России: картография историиÈ, Гараж, Москва, 2014. Кураторы Юлия Аксенова и Саша Обухов. В телепрограмме "Мир 24" показано как пользоваться работой Telecanal: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/120862
|
|
Новая экспозиция ÇПерегрузкаÈ в Третьяковской галерее, 2016-17. На фото слева: Рубашки Генриха Сапгира, в центре ÇРай, чистилище, адÈ Риммы Герловиной, оргинал и под ним его копия, в которой зрители могут переставлять кубики с именами известных людей. Справа витрина с кубиками Риммы и банками Дмитрия Пригова. На правой фотографии работы Валерия Герловина: ÇКуб ЛеонардоÈ в разложенном виде и справа белый ÇВозрастной объектÈ. |
Римма
Герловина, "Дом", 1976, 40 х 96 х 8
см, картон,
дерево,
ткань,
бумага;
картонная конструкция
состоящая из
60 кубиков,обклеенных
красной
тканью.
Каждая
кубическая
ячейка, сопровождающаяся
номером, - это
квартира,
которую
зритель
может
открыть и
заглянуть в
нее. Жилой
дом заселен
обитателями
в виде маленьких
кубиков,
говорящих на
разные голоса.
Страшный быт
окружает
якобы
пустую квартиру 55,
обитатель
которой
снимает свою
проекцию из этого
мира.
Расшифровка
символа
пустой квартиры
зависит от
индивидуального
понимания,
соответствующего
степени
развитости
сознания.
Далее
приводится
схема внутреннего
содержания дома.
В
серию
настенных
поэм входили
такие работы
как жилой "Дом",
"Рабинович", "Идеальный
человек" и
другие. Эти
ранние московские
молекулярные
кубические
структуры
выстроились
в Нью-Йорке в
80-ые годы в
монументальные
кубо-поэмы на
английском
языке под
названием "Кубические
организмы" (Cubic
Organisms).
Московский "Рабинович" в
Нью-Йорке был
весьма
усовершенствован:
он приобрел
антропоморфную
форму и
архетипический
титул
"Вечного
жида".
Римма
Герловина, "Рабинович", 1975, 16 х 57,6 х 3,1
см,
пластиковый
каркас,
дерево, бумага
(фрагмент).
"Раби-
нович"
написано на
маленьком
зеленом кубике,
котор-
ый
переставляется
по ячейкам с
разными
странами,
расположенными
в алфавитном
порядке.
Римма
Герловина,"Идеальный
человек", 1976,
107 х 90 х 6 см,
белая картонная
конструкция.
На
шести гранях
52 кубиков "Идеального
человека"
обозначены
различные
понятия в их
диапазоне от
позитивного
до
негативного
аспекта. Зритель
выкладывает
этого
человека "по
своему
образу и
подобию". На
каждом
кубике повторяется
слово"обыкновенный",
таким
образом можно
выложить
самый
посредственный
идеал. Ниже
приводится
частичный
список
понятий:
"Идеальный
человек" тоже был "восстановлен"
в Нью-Йорке:
он вырос в размере,
стал цветным
и завел
ребенка - так
появились в 1982
году "Переменчивые
люди", с которых
и начинается
англоязычная
серия "Кубические
организмы".
Иногда нам казалось, что вместе с переездом из одной страны в другую, мы пересекли одновременно некие временные зоны в их психологическом аспекте; так из раннего московского периода, которому был свойственен чисто концептуальный
"древнегреческий" подход, мы
передвинулись
в 1979 году
в зону более
монументального "древнеримского"
периода
своей жизни,
а фотография,
которой мы
начали
заниматься в
середине
80-ых,
условно
перенесла
нас в
европейский
Ренессанс. В
соответствии
с
целостным
процессом
трансформации
нашего искусства
и жизни,
фотографические
работы
продолжали и
развивали
линию наших ранних
перформансев.
Параллельно
Римминым "Кубическим
организмам" концептуальные
объекты
Валерия переросли
из
сравнительно
небольших
размеров в
солидные
скульптуры и
даже фрески, которые
он делал
прямо на
стенах
галерей. Как один
критик
заметил, что
когда он
вошел в нашу
студию
переделанную
из
промышленного
гаража, у
него
возникло
ощущения как
у Алисы,
которая
через нору
попала в страну
чудес. Но об
этом в
следующих
статьях - в "Кубических
организмах"
Риммы и "Концептуальных
объектах и
скульптурах"
Валерия.