< назад                                                                                                                                               главная страница >

 

                                                                       "Русский самиздат арт"

                                                                        

 

                                                                          Russian Samizdat Art, 1982 - 1984

 

                                                                     © 2007, Rimma Gerlovina and Valeriy Gerlovin

      

 

 "Russian Samizdat Art" book Rimma and Valery Gerlovin

 

 

 

 
Russian Samizdat Art, 1986, Willis, Locker, & Owens, New York. На фото показаны три издания, слева направо: в мягкой обложке, в коленкоровом переплете и лимитированное издание в коробке с папкой с шелкографическими отпечатками шести русских художников. Мы пригласили написать статьи двух искусствоведов об искусстве, предшествующем концептуальному самиздату, поэтому в книгу входили еще две статьи: "Пощечина общественному вкусу" Джона Болта (John E. Bowlt) и "Три волны эмиграции" Шимона Бойко (Szymon Bojko). Russian Samizdat Art (book on line)
 

 

 

    После выхода книги нам позвонил из Греции коллекционер Г.Д. Костаки, поздравил и сказал, что в будущем она будут разыскиваться так же, как редкие книги  русского авангарда. В русском варианте она не  появлялась, но вышла на польском языке в 1990 г. в Варшаве "Rosyskа sztuka samizdatu" , Centrum sztuki wspolczesnej, Warszawa 1990 (link).

 

 "Russian Samizdat Art" book, limited edition, Rimma and Valery Gerlovin

 

 

 

 

Russian Samizdat Art, 1986, Willis, Locker, & Owens, New York, лимитированное издание в коленкоровой коробке с шелкографией Валерия Герловина на обложке. В это издание кроме книги в твердой обложке входила папка с шестью подписными шелкографиями шести русских художников. Авторы разложенных слева направо графических листов: Вагрич Бахчанян, Римма Герловина, Валерий Герловин, Генрих Худяков, Виталий Комар и Александр Меламид, Михаила Чернышов.

 

 

 

 

     Через год вышло второе издание книги, на заднюю обложку которой издатель выбрал несколько цитат из появившихся за это время ревю на нее. "Русский самиздат арт" ведет дискуссию в двух направлениях: об авангардных тенденциях в Советском союзе и  одновременно  об искусстве в изгнании, предлагая их как альтернативу современному искусству, излишне озабоченному коммерцией, как в формальном смысле слова, так и с точки зрения бизнеса." (New York Times Book Review) "Это первое основательное обновление информации об искусстве самиздата; представленное несанкционированными властями публикациями периода, когда государство использовало бульдозеры против независимой выставки художников, проходившей на воздухе в 1974 году в Москве... Иллюстрации демонстрируют высокое качество  запрещенных и замалчиваемых работ." (Publishers Weekly) "Книга открывает дорогу,... закладывая  фундамент для научно-художественных исследований, которые неминуемо последуют" (Small Press Magazine) "В книге "Русский самиздат арт" с необыкновенной тщательностью подобран как иллюстративный материал, так и разработан дизайн книги в целом... Во всех репродуцированных работах наиболее отчетливо прослеживается тенденция к концептуальному языку, визуальной поэзии и использовании слова в его эзотерическом значении." (Domus)

 

 

"Russian Samizdat Art" book Rimma and Valery Gerlovin

 

  Russian Samizdat Art, 1986, Willis, Locker, & Owens, New York. Вид книги в раскрытом виде, с иллюстрациями работ (слева направо)  Льва Рубинштейна, Дмитрия Пригова, Ильи Кабакова, Вагрича Бахчаняна.  

 

 

 

     В Нью Йорке несколько книжных магазинов сделали инсталляции в своих витринах, посвященные этому изданию, как например, "Daltonв Гринвич  вилладже, "Jaap Rietman" в Сохо, "Books & Co." на Мэдисон авеню рядом с музеем Уитней. К организации этих интсталляций мы не имели отношения; обычно издатель держал это в качестве сюрприза, звонил и советовал  нам зайти в такой-то магазин.

 

 Dalton store with window installation

 

 

 
Витрина с инсталляцией книги "Искусство русского самиздата" в книжном магазине "Далтон" в Гринвич вилладже в Нью-Йорке, 1986.
 

 

 

 

      Когда мы приехали в Америку в 1980 году, о русском концептуальном искусстве почти ничего не было известно в Нью-Йорке; исключение представляли только Комар и Меламид, которые были сконцентрированы на своей личной карьере.

Выставка "Russian Samizdat Art" и книга привлекли огромное внимание к современному авангардному искусству из России, которое до этого времени многие американцы представляли как некий старомодный продукт третьего мира.

      Концептуальный самиздат как архетипический пример выживания независимого творчества в ситуации государственного контроля имел весьма своеобразную художественную форму, обусловленную  русскими традициями, но в то же время идущую в общем русле течения современного искусства, а именно концептуализма. В интернациональном разряде русский концептуализм появился довольно поздно и посему на западе всегда будет считаться деривативным. Учитывая это, мы всегда предпочитали использовать более конкретное определение - "концептуальный самиздат арт", поскольку оно отражает кардинальную сущность этого явления в его необычном для запада контексте, т.е. в позиции андерграунда, по крайней мере, в тот периода России, которому принадлежало наше творчество. При этом понятие самиздата должно быть интерпретировано не в узком литературном аспекте, а как генетическое явление советской действительности, поскольку не только литература  существовалa за счет "сам-себя-издата", но и искусство в целом самоутверждалось и самосохранялось таким же образом: самотеком и само по себе. В контексте всего нонконформистского движения самиздат арт представлял собой симбиоз концептуального искусства, визуальной и конкретной поэзии, самодельных книг художников, документации перформансов и проектов инсталляций. Получая психологическую поддержку интеллигенции (что тоже являлось нетипичным явлением для запада), этот концептуальный самиздат "настаивался" в герметичном сосуде культурной среды России, где согласно советской конституции юридически  почти все было разрешено, но практически  почти все было запрещено.

       Многоплановый эзопов язык со скрытой социальной подоплекой стал одной из характерных черт этого художественного направления. Наша книга затрагивает вакуумный период брежневского застоя, момент, когда русское неофициальное искусство было наиболее интеллектуально и герметично, и, если позволить себе эвфемизм, являлось в каком-то смысле искусством масонской ложи. После долгого инкубационного периода сталинизма это явление было подобно высиженному яйцу, из которого пробовал вылупиться "гадкий утенок".

      В этот некоммерческий период андерграунда, как в молодняке зоопаркавсе или почти все художники росли вместе. Но в конце концов детство кончается, и звери вырастают, кто в травоядных, кто в хищников, некоторые же переезжают в другой зоопарк. В результате этого многие факты того времени (особенно касающиеся начала концептуализма в России) были ре-интерпретированы субъективно, главным образом из-за борьбы за первенство. Но как когда-то написал Блез Паскаль: "Опасно говорить людям об их животном происхождении без упоминания об их духовной потенции", поэтому оставим этот вопрос "пунктуальных" ошибок времени в покое и обратимся к вневременной теме.

      Все подлинно талантливые люди излучают импульс, поднимающий творческий процесс над материей быта. Когда о художнике говорят, что он мастерски отобразил свое время, нам это кажется ограниченным пониманием искусства, которое не является ни бытописательством, ни сатирой. Истинный творческий импульс сохраняется не столько в историческом времени, сколько во времени сакральном. Он подсоединен к безвременному источнику не внешней формы жизни, а ее внутреннему содержанию и значению, т.е. тому скрытому вертикальному процессу существования, который противостоит давящей горизонтальности жизни.

 

 

О выставке "Русский самиздат арт"(линк)

 

 

reviews on exhibition "Russian Samizdat Art"

 

 

Список галерей и выставочных залов, где проходила выставка:

 

Franklin Furnace Gallery, New York, NY 1982

Rochester Visual Studies Workshop, Rochester, NY 1982

Chappaqua Library Gallery, Chappaqua, NY 1982

Washington Project for the Arts,(WPA) Washington. D.C. 1982-3

Ronald Feldman gallery, NY, part of  "1984 - A Preview" 1983

Anderson Gallery, Commonwealth University, Richmond, VA 1983

Andor Gallery, Seattle, WA 1983

The Western Front Gallery, Vancouver, Canada, 1983

 Hewlett Gallery, Carnegie-Mellon University, Pittsburgh, PA 1983

Henry Street Settlement, NY, part of  "Funny Books" 1983

 Los Angeles Contemporary Exhibitions, Inc.( LACE,) Los Angeles, CA 1984

Douglas Cooley Memorial Art gallery, Reed College, Portland, Oregon, 1997

 

 

 

 

Библиография (в сокращении)

 

Russian samizdat art, checklist-booklet, 1982, Franklin Furnace gallery, New York

 

New York Magazine, March 29, 1982, "The Red Letters" by Kay Larson

 

The Village Voice, March 30, 1982, "Forbidden Fruits" by Lucy Lippard

 

Artforum, Summer 1982, "Russian Samizdat Art" by Ronny H. Cohen

 

Flue Magazine of Franklin Furnace Gallery, #2, 1982, "Russian Samizdat Books" by Rimma and Valery Gerlovin

 

Umbrella, March 1982, vol.5,#2, "Russian  Samizdat Art: 1960-1982" by Judith Hoffberg

 

Ear magazine, vol.7, # 3/4, 1982, New York  "The First Russian Vagabond Reading Room in America" by Elisabeth Cook

 

Новый американец, 16 фев. 1982, "Искусство русского самиздата" Наталья Шарымова

 

Новый американец, 24 апр. 1982, "Двойственные впечатления о двух выставках", Вячеслав Завалишин

 

The Washington Post, Oct.2, 1982, "Art in Flux. Ear Plugs, Bread Bugs & Monumental Scrubs at WPA" by Jo Ann Lewis

 

The Washington Post, Dec.9, 1982, "The Vagabond Art of Modern Russia" by Jo Ann Lewis

 

The Washington Times, Dec. 9, 1982, two articles "An Exciting Glimpse on Russian Avant-Garde" and "Profile; The Gerlovins" by Jane Addams Alleen

 

А-Я, #4, 1982, Париж, "Искусство русского самиздата"  Кей Ларсен

 

Exquisite Corpse, a monthly of books and ideas, vol. 1, no.4, April 1983 "Interview" by George Myers

 

Vangard magazine, summer 1983, Canada, "Russian Samizdat Art" by Roger Malbert

 

 

The 1984 Show, catalog, 1984, Ronald Feldman Gallery, New York

 

Новости, 9 фев. 1984, Нью-Йорк, "Живописный самиздат" Вячеслав Завалишин

 

Семь дней, еженедельный журнал, 13 янв., 1984, "Самиздат как прием", Александр Бачан

 

Los Angeles Times, June 10, 1984, "Art News at LACE" by Ianco-Starrels

 

 Los Angeles Weekly, June 15-21, 1984, "Samizdat Art" by Hunter Drohojowska,

 

Los Angeles Downtown News, June 26, 1984, "Russians Part Iron Curtain, Smuggle Artwork into U.S."by Mike Teverbaugh

 

Artweek, July 14, 1984, "The Art of Opposition" by Marina LaPalma

 

Новый американец, 27 сент. 1984, Нью-Йорк, "Русский живописный самиздат в Лос-Анжелесе" Вячеслав Завалишин

 

Soviet Émigré Artists, book by Marilyn Rueschemeyer, Igor Golomshtok, Janet Kennedy, 1985 M.E. Sharpe, Inc., Armonk,New York

 

А-Я, #7, 1986, Париж, "Искусство русского самиздата", Римма и Валерий Герловины

 

Assembling, New York,#12, 1986, section "Russian Samizdat Art" and cover

 

Ear magazine, New York, Aug. 1986, cover and preview

 

Publishers Weekly, Oct 17,1986, "Russian Samizdat Art"

 

New York Times Book Review, Nov.23, 1986, "After Cubo-Futurism,what? " by Christopher Lyons

 

Alphabets Sublime book by George Myers Jr., interview with Rimma and Valery Gerlovin, Paycock Press,Washington,D.C., 1986

 

Cover, Jan. 1987, New York, "Strategy" by Jude Schwendenwien

 

Domus, Italy, May 1987, "Russian Samizdat Art" by Paolo Thea

 

Afterimage, Rochester, May 1987, "Received and Noted: Russian Samizdat Art" by Robert Morgan

 

Flash Art, febbrao/marzo, 1987, Italian edition, "Russian Samizdat Art"

 

Art and Artists News, Aug./Sept. 1987, New York,"Russian Samizdat Art"  by Laura Hoptman

 

WPA Document, Washington Project for the Arts, Washington, D.C.,1986, "Russian Samizdat Art" in 1982  and "Stalin Test" by Vagrich Bakhchanyan

 

Leonardo, vol. 21, No.1, 1988, pp. 102-103, Nicoletta Misler, "Review on book Russian Samizdat Art", Willis Locker and Owens, New York, NY, 1986.

 

 

Панорама, 21-28 нояб. 1986, "Беседа с Риммой и Валерием Герловиными" Петр Вайль и Александр Генис

 

 

Terzo occhio, Sept. 1990, Itlay, "Russian Samizdat Art" by Stelio Rescio

 

Samizdat, catalog of the exhibition at Douglas Cooley Memorial Art Gallery, Reed College, Portland, Oregon, 1997, curated by Geraldine Ondrizek

 

 

 

Информация о выставке онлайн

 

Russian Samizdat Art (book on line)

 

 

LACE, Los Angeles Contemporary Exhibitions, installation Russian Samizdat Art, 1984

 

 

Artforum, summer, 1982, Ronny H.Cohen, review on Russian Samizdat Art exhibition

 

Leonardo, vol. 21, No.1, 1988, pp. 102-103, Nicoletta Misler, "Review on book Russian Samizdat Art", Willis Locker and Owens, New York, NY, 1986.

 

Reed College Collection, Portland, OR

 

School of the Art Institute of Chicago Collection, Chicago,IL

 

"О Генрихе Худякове , отрывок из книги "Самиздат арт", опубликованный в литературно-художественном альманахе "Новая кожа", 3, 2010, Нью-Йорк

 

Van Abbenmuseum, Eindhoven, Collective Farm and other books

 

< назад                                                               < содержание                                                              главная страница >