< главная страница                                                < содержание                           часть вторая: Тетрактис и Круг>

 

 

                                                                 РИММА И ВАЛЕРИЙ ГЕРЛОВИНЫ

 

                                   МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СКУЛЬПТУРЫ ВАЛЕРИЯ ГЕРЛОВИНА. НЬЮ-ЙОРК

 

                                                           ©2009, Valeriy Gerlovin and Rimma Gerlovina

 

 

                                                            ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

 

 

     Из всех материалов, использованных в работах, металл, говоря о творчестве в целом, был основным, если не основополагающим. Проходя по кругам развития, идеи, технические приемы и материалы варьировались в соответствии с каждым новым витком общей спирали раскрытия сознания. Если в московский период в концептуальных объектах был использован металлический конструктор и тяжелое железо, то нью-йоркские скульптуры и фоторельефы были сделаны из листовой стали и алюминия.

 

 

 Gerlovin

 

 
Валерий Герловин, инсталляции на ретроспективной выставке в Музее Лонг-Айленда в 1991 г. (Fine Arts Museum of Long Island, Hempstead, NY)
 

 

 

     Металл, обладая полнейшей плавкостью при высокой температуре, в то же время является одним из наиболее стабильных с точки зрения формы в обычных условиях. Именно в этом качестве и скрыт его алхимический секрет флюидной твердости. Ассимилируя его с базисом человеческой натуры, алхимики поступательно превращали грубые металлы в рафинированную субстанцию "солнцеподобного" золота. За этими экспериментами кодировался психологический процесс соляризации души, а не "золотая лихорадка" поисков прибыли, которая оставила свою вульгарную печать на самом понятии алхимии.

    На работы с плоскостью металлического листа натолкнули эксперименты с листовой жестью, рулон которой был оставлен кровельщиком после ремонта нашего дома. Жесть можно было резать специальными ножницами почти, как картон. Поскольку металлической серии предшествовал цикл скульптурных голов, сделанных из дерева, то на перепутье самым натуральным путем появилась работа, явившаяся гибридом этих двух материалов.

 

 

Gerlovin

 

 
Валерий Герловин "Металлические головы" (Metal Heads), 1986, алюминий, дерево, масло, 41 см х 41 см х 4 см.
 

 

 

     Какими бы металлическими эти головы не выглядели, внутри у них было дерево. Они были оббиты жестью таким образом, что все гвозди и "швы" подчеркивали их конструктивное строение; а в бликах красного и тенях черного сохранялось настроение, свойственное предшествующей серии деревянных голов. В следующей работе произошло расщепление материалов на дерево и металл, образно говоря, на тело и кожу.

 

 Gerlovin

 

 
Валерий Герловин "Тело и кожа" (Flesh and Skin), 1986, диптих, дерево, гвозди, жесть, каждая часть 35 см х 28 см х 11 см
 

 

 

     В диптихе лица и снятой с него маски появились кардинально важные принципы, свойственные почти всей металлической серии - перфорированные цифры и слова. На боковых гранях металлического рельефа выколото "Михаил Васильевич Ломоносов", а на его лице цифровые данные, своего рода нумерологические выводы, сделанные на основе даты его рождения. На лбу отпечатан, так называемый, номер мастера – 22.

 

Gerlovin

 

 

Валерий Герловин "Персональные номера" (Personal Numbers), 1987, алюминий, 65 см х 62,5 см х 10 см.

 

 

 

      В следующих работах снятая с деревянного лица маска начинает фигурировать самостоятельно, она отражает одновременно и архетипичность, которая присутствует в каждом человеческом характере, и его такое же априорное и до определенной степени механистическое подчинение импульсам природы. Игра сил, через которую оперирует вселенная, реализуется также и через человека, трансформируя индивидуальное в универсальное.

     Зашифрованные числовые данные отражали наш общий интерес к нумерологии и отчасти к гематрии в этот период. Корни нумерологии идут еще к пифагорейцам, для которых она была формой математического философствования. Отождествляя его выражение с символами и цифрами, они не схематизировали, а стремились к объективизации, искали методы навигации во всем этом океаническом пространстве мира. Так и в этой серии металлических голов цифровые метафоры сливаются с метафорами словесного и эстетического свойства. Так и в этой серии металлических рельефов цифровые метафоры сливаются с метафорами словесного и эстетического свойства Особое место среди них занимает магический квадрат, один из самых ярких нумерологических концептов космологического характера.

 

 

Gerlovin

 
Валерий Герловин "По Пифагору" (Homage to Pythagoras), пифагорейский магический квадрат, его отличие от других магических квадратов в соблюдении последовательности цифр от 1 до 9 по вертикали или по горизонтали, в результате чего сумма ряда цифр равная 15 получается только по диагонали или крестом. 1987, алюминий, 122 см х 122 cм х 18 см.
 

 

 

    Озадачивающий и одновременно притягательный своей гармонией в организации цифр, он представляет собой квадратную матрицу с числами от 1 до n , в которой суммы цифр по горизонтали, вертикали и диагонали равны между собой. Существует большое количество магических квадратов и кубов, но наибольший интерес представляет собой самый первый из них, состоящий из 9 цифр, в котором сумма их рядов в любом направлении равна 15.

 

Gerlovin

 

 

    Этот классический образец эстетической математики является вполне прикладным с точки зрения многих философских школ древности; в нем натуральные законы материи кодированы абстрактными номерами. С одной стороны каждая цифра несет в себе бесконечное количество значений как математического, так и эзотерического порядка, с другой стороны их сумма в любом направлении дает одно и то же число, как гармоничное связующее всякой многозначности. Не раз вселенную сравнивали с гигантским магическим квадратом с нелимитированными количеством пульсирующих сил. Возможно наша Земля, вместе со своей трехмерной формой материи, принадлежит их иерархии; а в следующих измерениях оперируют иные более сложные гиперквадраты и гиперкубы. Вслед за пифагорейцами в иудейских трактатах, как, скажем, в "Книге творения", варьировался тот же подход к миру, "сотворенному из чисел и букв". Метаморфные силы пронизывают жизнь во всех ее проявлениях, а их важные точки и факторы пытались символизировать цифрами. Эти силы (нечто вроде электромагнитных волн в грубом сравнении) невидимы глазу, но тем не менее присутствуют во всем. Образно говоря, на них держится подвесной мост между сознанием и материей. Мост этот дрожит и колеблется, поскольку корреляция сил в материи находится в постоянном антагонизме, который так же постоянно стремится к равновесию, однако, достигая его в частичной интеграции, снова возвращается в прежнее состояние, согласно закону единства и борьбы противоположностей.

     Важно осознать, что реальность внутренней человеческой жизни по своей сущности тождественна космической форме реальности – в этом и валидность этой арифметической конфигурации. По сущности, она гораздо глубже, чем упражнение в абстрактном мышлении в области натуральных законов, кодированных арифметическими средствами. Если она и приложима к теории номеров, то надо учитывать, что здесь она имеет довольно зыбкие границы. Да и что такое теория в ее изначальном смысле? В буквальном переводе с древнегреческого "теория" означает "умо-зрение" или "созерцание", что в какой-то мере соединяет понятия рассудочной оценки и откровения, присущего истинному творческому импульсу. И еще одна черта важная в контексте этих работ – нумерологические символы не являются достоянием отдельной культуры с ее временными барьерами, а говорят на общечеловеческом языке, так же как и искусство, особенно современное, которое тоже может служить формой "изображения" теоретических идей.

 

 

 

Gerlovin

 

                                        Валерий Герловин, вид стены в мастерской с работами, Нью-Йорк, 1987 г.

 

 

     В искусстве язык законов и "чудес" природы освобожден от реликтов мышления, однако концептуальный жанр имеет несколько иные параметры, позволяющие мыслить эстетическими догадками. Что же касается художественного плана, многие рельефы этой серии выполнены с филигранной точностью и чрезвычайным вниманием к пропорциям. Геометрия особенно диктует свои законы в конструктивных построениях, в которых даже безотчетное постижение совершенных математических отношений может реализовываться в чувственных явлениях и предметах. Отсутствие цвета и всякой событийности в работах, играющий на свету холодный металл, геометрически строгие конфигурации с цифрами – все это служило приемами и способами отражения медитативной проекции "небесных" сил и явлений в произведениях искусства. В таком подходе не было места инертному повторению реферативных символов, а как раз наоборот, рельефы рождались по мере понимания и принятия многих скрытых ранее от сознания парадигм творения. Строгие образы "живого" космоса, его реальных сил и явлений приходили в той ипостаси, которая была доступна восприятию и интеллекту.

     Важной деталью во многих скульптурах являлось то, что они были сделаны из одного большого листа алюминия и сложены в форму подобно японским оригами. В этом выражалась целокупность всего мира, соединяющая все от первичных начал до "безначального" или, если сказать по-другому, началу всех начал. Такой подход, казалось, соотносил творческий процесс с целым, в то же время не отрешая его от частного. Серебряный отблеск металла в рельефах подчеркивал их отвлеченность от психофизических комплексов, а "арифметизированная" эстетика позволяла оперировать неуловимыми смыслами и их оттенками. Сам по себе металл это не эмоциональный материал, обладающий долгосрочностью, упругостью и стабильностью, что было важным компонентом в работах. Через художественный объект временное и конвенциональное в человеческой жизни может стать конкретным выражением вневременного и идеального – именно этой цели служили эстетические поиски в данный период, выразившиеся в строгих геометрических формах металлических скульптур.

 

 

Gerlovin

 
Валерий Герловин "Магический квадрат =15" (Magic Square = 15), 1987, алюминий, 99 см х 99 cм х 25 см.
 

 

 

     В четырехчастном рельефе "Магический квадрат = 15" использован так называемый Lo Shu или китайский магический квадрат, по преданию обнаруженный мифологическим императором Ю на панцире священной черепахи. Так же, как и у древних греков, в этой цифровой мандале кодировалась модель вселенной, о чем и сообщает "Книга перемен" (I Ching). Важно отметить только, что в нем переплетаются четные и нечетные цифры, обозначающие женское и мужское начало, инь и янь, земное и небесное; а согласно комментариям, приписываемых Конфуцию, сумма небесных и земных номеров завершает все перемены и трансформации и запускает в движение богов и демонов.

     В этом рельефе показан не только слепок с процесса, но и его результат, перфорированный на лбах четырех голов. Своей конфигурацией они образуют "розу ветров", олицетворяя одновременно и 4 составляющих элемента (воздух, огонь, воду, землю), и 4 ориентации в пространстве (восток, север, запад и юг), и 4 времени года, и просто 4-х сидящих за одним столом, как бы вид сверху. Какую бы позицию человек не занимал за столом магического квадрата в материи везде оказывается "опасное" место, отмеченное цифрой 15. (К слову сказать, в легендах о круглом столе короля Артура "seat perilous" или "опасное место" принадлежит рыцарю Галахаду, который через свою добровольную жертву изначально приобщен к Святому Граалю.)

 

 

 Gerlovin

 

 
"Магический квадрат" Валерия Герловина на нашей выставке в Губбио в Италии во время фестиваля искусств в 1988 г., Festival of Arts (AICS), Palazzo Ducale, Gubbio, Italy. Выставка проходила во дворце герцога Федериго да Монтефельтро, известного своим профильным портретом в красной шапке кисти Пьеро делла Франческа.
 

 

 

    Если отвлечься от мифологии и попробовать понять, почему древние видели в магическом квадрате не только божественную установку, но и дьявольский лабиринт, то, наверное, в одном из самых старинных дошедших до нас кодов, а именно, в Таро присутствует наивно-проницательный ответ на эту арифметическую загадку. Система игровых кодов Таро сохранилась до наших дней, не смотря на цензуру церковников, благодаря своей простонародной пиктографии и такому же бытовому употреблению. В "игре" с лабиринтом нашего измерения любой выход всегда ведет обратно в ту же самую материю, поэтому на 15-ой карте Таро изображена инфернальная сила в антропоморфном образе, сидящем на кубе материи, т.е. на совокупности ее магических квадратов. Подобная сила неизменно ведет к заземлению или падению в землю, что и показано на следующей 16-ой стадии.

     Выбраться из четырехчастного лабиринта элементов практически нельзя без радикального перехода в 5-ый скрытый от большей части человечества элемент эфира. И опять же в самом магическом квадрате и обозначен возможный ответ. Так якобы в фольклорной форме в визуальных символах кодировались хладнокровные факты и реалии мира физического, которые для многих были вполне объяснимыми, как, скажем, для Карла Юнга или Джозефа Кэмпбелла. Не случайно и Блез Паскаль в своем труде "Математика случая" пытался привести доказательство разумности веры на основе теории игр в карты, а Дюрер свою знаменитую алхимическую гравюру "Меланхолия" построил на магическом квадрате.

 

 Gerlovin

 
Валерий Герловин "Круглый магический квадрат" (Round Magic Square), 1987, алюминий, ч.-б.фотография, 60,8 см х 60,8 см х 8 см.
 

 

 

     В металлических рельефах магический квадрат постепенно начинает превращаться в мандалу, сохраняя при этом свое цифровое значение. И центральное место в ней принадлежит цифре 5, которая сама по себе уже мистерия, обладающая свой собственной арифметической эстетикой. В магическом квадрате все дороги пересекаются в пятерке; она объединяет то, что было ранее разделено: четное и нечетное, мужское и женское, север с югом, восток с западом, таким образом централизуя в своей точке борьбу и единство всевозможных противоположностей, которыми пропитана природа жизни на земле. В четырехмерной организации магического квадрата эта цифра является "сердечным компонентом" или ключевым узлом, который согласно рецепту древнеиндийских Упанишад должен быть развязан. В аком-то смысле, 5 представляет собой андрогенное целое, квинтэссенцию 4-х элементов, сосредоточенную в пятиконечной звезде, а именно звезда испокон веков являлась символом человека и его распростертой фигуры. Поэтому закономерным явлением для работ этого цикла явилось, образно говоря, "очеловечивание" магического квадрата через введение фотографических образов в металлические рельефы.

 

 

 Gerlovin

 

 
Герловина, Бергаш, Герловин "Магический квадрат" (Magic Square) ©1987, цветная фотография, 48 см х 48 см.
 

 

 

    В фотографической версии магического квадрата особенно четко видно, что цифра 5 является центром пересечения нумерологического креста (=15), как перпендикулярного, так и диагонального (+ и х). Здесь она, можно сказать, "зарублена" на носу. По своим "личным" качествам 5 является самовоспроизводящейся цифрой, т.е. при умножении на нее любого числа, результат всегда также будет кончаться на 5 - таким образом она как бы сама себя реставрирует. Она же повторяется и в сумме первых 10 цифр ( 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 = 55). В контексте геометрических символов пятиконечная звезда, "распятая" магическим квадратом и его четырьмя элементами материи, в конечном счете сублимируется в их квинтэссенцию, которая уже не подлежит коррупции в физической реальности. Согласно же эллинской традиции эфиром или квинтэссенцией правит богиня Афина, покровительница философии и мудрости, подсказывая тем самым, каким путем квинтэссенция достигается.

    В работах магический квадрат варьировался не только в числовом значении, но и распадался на свои составные, как, например, в складене из 4-х плоских бюстов.

 

 

Gerlovin

 

 
Валерий Герловин "Аккордеон" (Accordion), алюминий (на деревянной подставке),112 см х 188 см х 43 см.
 

 

 

    В разложенном гармошкой магическом квадрате показаны стадии его формации или эпизоды континуума, расчлененные на четырехчастную геометрическую последовательность. А если сказать проще, скульптурные головы сделаны так, будто бы они сразу все вместе вырезаны из одного бумажного листа, сложенного четыре раза. Поворот лиц варьируется в соответствии ряда четных и нечетных чисел; а зияющие отверстия их глаз подчеркивают ракурс голов. Числа, отпечатанные на симметричных фигурах, разделены на группы: подобно семенам идей, заложенных внутри человека, которые только со временем пускают свои ростки в сторону "квадрата". Его магический дуализм в овеществленном мире присутствует даже если он выражен относительно, хотя именно его относительность порождает свою собственную проекцию ложного "абсолютного". Эту мысль можно пояснить на примере ощущения времени в зависимости от возраста: ребенку час кажется длиннее, чем день старику. На всех лбах этого металлического оригами неизменно перфорирована все та же сумма малого магического квадрата. Местоположение ее не случайно, а выбрано в согласии с апокалипсической традицией ставить цифровую печать на лбу, будь то номер зверя 666, 144-х спасенных ( =122) или самого агнца.

 

Gerlovin

 
Римма и Валерий Герловины "Магический квадрат яблока" (Magic Square of an Apple), 1993, цветная фотография в металлической конструкции.
 

 

 

    Несколько позднее эта же форма складеня с таким же нумерологическим символом появилась и в серии наших фоторельефов. Магия квадрата здесь запечатлена, в буквальном смысле, выгравирована на сферическом теле яблока, которое по своим мифологическим данным является не менее магическим, чем квадрат. В библейской версии оно одновременно и причина и "причиненное" им следствие. В качестве гностического символа познания яблоко является ближайшим родственником умозрительного магического квадрата, но уже в мире чувственном, в мире осязания, обоняния, зрения и, главное, вкуса. Метал в фоторельефах играл все ту же конструктивную роль, в результате чего многие фотографии превращались в скульптурные образы или вписывались в иллюзорные построения типа серии "Плоские объемы". Таким образом металлические скульптуры с цифровыми магическими квадратами дополнялись еще одной формой магии – магией человеческого присутствия. В результате чего проекция из внешнего мира передавалась во внутренний и наоборот, и между ними выстраивался концептуально-эстетический мост. В переплетении внешнего и внутреннего возникала обобщающая проекция сущего в мир психофизической реальности.

    Обобщение достигалось не только содержанием, насыщенным нумерологической метафизикой, но и сам сплошной лист металла уловно можно ассоциировать с неразрывным "полотном" вселенной, где все связано одно с другим. Это единое полотно, ничуть не противореча своему единству, может принимать самые разнообразные формы. Так из неразрывных листов алюминия складывались всевозможные объекты, от складеней и вертикалей до самых разнообразных фигур различного масштаба.

 

 

 

 Gerlovin

 

  Валерий Герловин, вид инсталляции на выставке в галерее "Зевс-Трабия" (Zeus-Trabia), Нью-Йорк,1987.  

 

 

     Единое целое вмещает в себя всякую многолюдность и разнообразие, повторяясь фрактально в разных характерах. Их место и время приложения меняются, что и отражено в нумерологической символике цифр, перфорированных на лбах организованной толпы этих алюминиевых образов. С точки зрения социологического "лицеприятия" эти лица изображались одновременно и зрячими и незрячими: внутреннее видение выражалось символически через цифры, в внешне зрачки в скульптурах были оставлены пустыми.

 

 

Gerlovin

 

 
Валерий Герловин "Вертикаль 4" и "Вертикаль 5" (Vertical 4, Vertical 5), 1987, алюминий, 218 см х 42 см х 25,5 см и 217 см х 36,5 см х 20 см.
 

 

 

     Каждое лицо в работах подобно и многозначному и многозначимому числу; вместе взятые головы образуют многоступенчатые абрисы пространственных форм. Так способами искусства в математических тотемах и прочих формах воплощалась цифровая рационализация флюидов подсознательного. Импульсы этой силы природы, хранящиеся в глубине биологических ресурсов человека, появлялись в виде верениц безучастных одинаковых лиц, непроизвольно выхваченных из толпы им подобных. Сам по себе феномен толпы явление довольно механистическое; это не сосредоточение индивидуальных личностей, а в какой-то мере собрание масок, каждая из которых сама по себе не представляет ничего особенного. Однако и в цифрах и в абстрагированных образах содержатся "линки" к архетипическому, в каком-то смысле, к языку вселенной. Она же несомненно обладает гармонией. А дальше все уже зависит от творческого преображения этих "линков": кто, как и в чем видит их стройную мелодию. Джоаккино Россини, например, без преувеличения как-то сказал, что может написать оперу на список белья для прачечной. В принципе, на художественный язык можно перекладывать все, включая обыкновенный стул.

 

Gerlovin

 

 
Валерий Герловин "Председатель" (Chairman), 1987, алюминий, 98,5 см х 56 см х 58 см.
 

 

 

     В русском языке невозможно передать нюанса английского слова "chairman", кентавра "стула" и "человека" ("chair" + "man"). Раздвоенность это ничто иное как утрата целостности: здесь показано как номер мастера (11) упрощается в номер начальника, складываясь в 2 (1+1), как складной стул. Также, как и другие работы этой серии, "Chairman" был согнут из единого листа металла, плоскость которого, преломляясь, обретает иное измерение. Он сидит сам на себе. Две особо активизированные части его тела, нос и член, отогнуты, каждый в своем направлении.

 

 

 Gerlovin

 

 

Валерий Герловин "Бутылка" (The Bottle), 1986, стекло, алюминий, 47 х 22 х 13 см.

 

 

 

     По-иному отогнута маска в герметическом портрете жены, изображенном на стеклянном сосуде и спрятанном за металлической оберткой. Так передана эфемерная прозрачность внутреннего содержания натуры человека, помещенной в жесткую оболочку внешнего. В каком-то смысле с этим портретом соприкасается миниатюрная серия из тонкого алюминия, большая часть которой была сделана в качестве подарков ко дню рождения или годовщине свадьбы. Мы всегда дарили друг другу нечто такое, что изготавливалось из собственных творческих ресурсов: у Риммы это были литературные объекты, часто шутливого свойства, а у Валерия аллегорические картинки из металла.

 

 

Gerlovin

 

 
Валерий Герловин серия миниатюрных скульптур из алюминия, верхний ряд: "Писец", 1996, 8 х 6 х 7,5 см и "Читатель", 1996, 7,5 х 4,8 х 6,5 см; средний ряд: "Двуликий профиль", 1991, 12,8 х 7 х 6 см и "Бура и Миша", 2000, 14,5 х 6,2 х 8 см; нижний ряд: "Миша", 2001, 5,2 х 2,4 х 6 см и "Сад", 2001, 12,4 х 12,5 х 10 см.
 

 

 

     Если большие скульптуры строились на абстрактных образах, то миниатюрная серия складывалась из конкретных мизансцен. В них происходила реперкуссия все тех же принципов и взаимоотношений разных пластов сознания, но как бы "в домашних условиях", через присутствие фигуративных образов. За всеми нашими "внутрисемейными" произведениями, стояла примерно одна и та же мысль, которую метафорически можно выразить телеграммой:

 

                                                                         В ожидании тчк Годо

 

    То, что не имеет реальной физической формы, как это не звучит парадоксально, реализуется в мириадах его форм. В то же время любая из этих форм, предоставляя свои возможности для выражения нематериальных принципов, в конечном счете их лимитирует своей же формой. Таким же образом и тело лимитирует сознание. Что же касается нумерологических символов, их условное цифровое обозначение оставляет идеи в архетипическом русле абстрактного, за которым скрыто невидимое, но каким-то образом ощутимое.

 

 

Gerlovin

 

 
Валерий Герловин, часть инсталляции на ретроспективной выставке в Музее Лонг-Айленда в 1991 г. (Fine Arts Museum of Long Island, Hempstead, NY)
 

 

 

 

 < главная страница                                                < содержание                           часть вторая: Тетрактис и Круг>