<
главная
страница
< содержание
приказы>
римма
и валерий
герловины
©2009, Valeriy
Gerlovin and Rimma Gerlovina
Литературная деятельность Валерия, которой он занимался параллельно со скульптурными работами, не ложилась ни в какие принятые жанры - он писал приказы. Они были адресованы Римме, фигурирующей под именем Бура-Ле (с ударением на первом слоге); именно такой образ Буры-Ле автор запечатлел в нескольких своих деревянных скульптурах.
Валерий
Герловин, два
скульптурных
портрета и их
прототип. "Бура-Ле с
волосами", 31 х 25 х 15 см
и "Бура-Ле
без волос", 28 х 20
х 10 см, 1986, дерево,
пенька,
шприцы,
акрил. |
Приказы охватывали самые разнообразные темы: от метафизики до салата на обеденном столе, от сейсмических обзоров до наблюдений за поведением мухи. Начав писать их спонтанно с 1972 от лица начальника к своему подчиненному, т. е. жене начальника, он особенно развил их литературно-художественный стиль в середине 80-ых, когда эти приказы стали разрастаться до размера конституции. В приказах была использована "смешанная техника", включающая абсурдистскую игру слов, сугубо казенную терминологию, приемы визуальной поэзии, рисунки и графические построения. Можно сказать, что этот неординарный жанр являлся гибридом юридического лексикона Сатурна и эксцентричного слэнга Меркурия.
Валерий
Герловин, "Приказы", 1972-2006, 28 см х
21,5 см, бумага,
фломастер.
Часть из этих "законодательных
томов" приводится
в отдельной секции "Приказы"
(линк). |
Солипсические алогизмы легко ложились на "суконный" язык регистраторов. В то же время этот неожиданный жанр не был скован ни сатирой, ни фатализмом, ни "жизнеобразным" протоколом событий с их сермяжной мудростью. За плетением словес, обогащенным канцелярской софистикой, проглядывала практическая непрактичность писца, перемежающаяся время от времени с его рафинированным психологизмом.
В
целом
приказы
можно
охарактеризовать
лирико-административным
жанром; они
написаны о
любви, с теми
же
намерениями
как и сонеты у
Петрарки.
Приказам
предшествовали
кипы рисунков,
сделанных в
России и в
Америке,
карандашом,
кистью,
фломастером,
ручкой, как
правило, в
монохромной
технике. В
отличие от
разных
альбомов с
рисунками,
для приказов
был использован
стандартный
лист бумаги, 28
см х 21,5 см, в
основном
белой, но
иногда и
цветной, который
заполнялся
литературно-визуальным
содержанием
почти
полностью. Приказы
были
написаны
легким
росчерком
словно на
одном
дыхании,
длившемся
многие годы. Тексты
и рисунки в
приказах "ни
в чем себя не
ограничивали",
а лились
фонтаном,
свободно,
спонтанно и
порой даже
стихийно.
Мысли
дополнялись,
а слова "договаривались"
рисунками,
которые
варьировались
в
зависимости
от темы. В одних
фигурировали
реалистические
образы,
пластичные и
жизнеподобные,
в других конструктивные
фигуры,
механические
структуры и
бордюры;
иногда в
сюжет "напрашивались"
цветные
коллажи.
Писец
фривольно
нарушал законы
учредительной
риторики;
приказы
писались под
видом
справок, апелляций,
указов и
уставов,
запретов и
разрешений;
они
принимали
форму
телеграмм и
эпиграмм,
теологических
и
метеорологических
сводок,
лирических
отступлений
и любовных
признаний, а
в
критические
моменты появлялись
в виде
проповедей,
искушений и
покаяний. В
некоторых из
них
превалировали
отрешенно-медитативные
интонации с
ироническим использованием
глубокомысленных
пустот. Часто
наблюдения
за
окружающим
миром выражались
в образных,
метафорических "всплесках".
Например,
созерцательные
дзеновские
элементы часто
передавались
не только
словесно, но
с помощью
рисунков,
знаков или
псевдоориентальной
каллиграфии
русского
языка.
Поскольку
эти
литературные
миниатюры
отпочковались
от
художественно-концептуального
творчества,
то и их эстетический
реализм
строился на
соответствующих
приемах
концептуальной
иронии,
лаконичности
и
амбивалентности.
Как бы приказы
не
отличались
по своему
содержанию и
стилистическим
приемам,
через их
иррегулярные
распоряжения
проходила
единая связующая
умозрительная
линия. За
лаконичными
зачастую
ироническими
формулами,
как
вербальными,
так и визуальными,
стояла
артистически
поданная философская
позиция. Во
многих
чертах она предвосхищала
наши более
поздние
размышления,
подтверждая
идею, что
этот
синкретический
жанр
искусства и
литературы
может
служить цели
формирования
сознания.
Между плоскостью листа с приказами и рисунками и трехмерными скульптурными объектами лежало одно измерение, и тем не менее между ними сохранялось все те же связующее единство, характерное для центральных тем творчества Валерия в целом. Изображения голов и прочих скульптурных форм и рельефов сделанных с такой же свободной фантазией в это же время, вполне соответствовали словесной "головоломке" и "головомойке" приказов.
Вид
мастерской
(лофта) Риммы
и Валерия
Герловиных в
Нью-Йорке, 1992.
<
главная
страница < содержание приказы>